Вторник, 21.01.2020, 19:52Приветствую Вас Гость
Регистрация | Вход
RSS
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Организация проектной деятельности на уроке [20]
Организация проектной деятельности во внеурочной деятельности [25]
Проектная деятельность: вчера, сегодня, завтра [10]
Проектная деятельность и социализация подростка [7]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 396
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Проблемы и их решение при реализации метода проектов на уроке.
Проблемы и их решение при реализации метода проектов на уроке.

Корнейчук Ирина Станиславовна, Васильева Людмила Николаевна
Учителя начальных классов
МОУ Лицей №15 Заводского района г.Саратова

Тенденции в реформировании современного образования ведут к тому, что для педагога главной задачей является научить ученика самому добывать знания, находить решение поставленных задач самостоятельно.
Внедряемый так широко, метод проектов направлен на развитие у ученика творческих, интеллектуальных, коммуникационных и пр. способностей, а ведь именно они являются наиболее значимыми в современном обучении. Обществу нужны инициативные личности, способные мыслить творчески и решать нестандартные задачи.
Необходимо помнить, что все-таки главным результатом обучения должно быть воспитание и формирование личности, обладающих следующими компетенциями: информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем, получать новую информацию), коммуникативная(умение эффективно сотрудничать с другими людьми, в том числе, представляющими другую позицию или точку зрения), самоорганизация(умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы), самообразование(готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Компетентность, в свою очередь, представляет собой новое качество субъекта, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте.
Работая в инновационном учреждении, мы не могли остаться в стороне и оперативно стали внедрять проекты различного вида на уроках и во внеурочной деятельности. Дети отнеслись с интересом к новому виду работы и участвовали в проектах разного вида с удовольствием. Но анализируя свою работу по внедрению проектной деятельности, мы столкнулись с рядом проблем, затрудняющих переход детей на новую ступень образования.
Во-первых, учащиеся начальной школы имеют небольшой уровень самостоятельности при работе над проектами.
Во-вторых, наибольшое затруднение у них вызывает нахождение идеи и построение этапов работы над проектом.
В-третьих, многие ученики при прочтении текста еще не вполне готовы выделить главное, а ведь в методе проектов нужно не только преподнести реферативную (теоретическую) часть, но и продумать свой вклад в проект, высказать свою точку зрения, провести собственное исследование.
В-четвертых, закрепление темы сложно проводить по данному методу.
В-пятых, ученикам подчас трудно перенести полученные знания на жизненные ситуации, получаем некую дивергенцию – теоретическая часть есть, исследование есть, но они не стыкуются.
Итак, мы решили установить причины этих проблем и устранить их.
Уроки окружающего мира по темам из цикла «Природные зоны» проводим, разделяя класс на группы: географы, ботаники, метеорологи, зоологи и т.д. Проблемный вопрос данного урока может быть следующим: «Как виртуальному гостю показать достоинства и недостатки природной зоны». Учащиеся получают маркеры и листы бумаги на группу. Под руководством учителя формулируют цель и основные этапы своей работы, схематично изображают каждый этап (прорисовывают схему). Изучают текст в учебнике и дополнительный информационный материал. Затем описывают или зарисовывают полученный материал на листе. Представляют результат своей работы.
Итак, решение первой проблемы: уровень самостоятельности повышается с числом проектов, в которых ребенок участвует. Важно грамотно направлять учеников к самостоятельной работе. Можно привлечь к работе родителей, например, дав предварительное домашнее задание – найти растения данной зоны, занесенные в красную книгу, или описать основные приспособления животных или растениях к климатическим условиях в данной зоне.
Идея должна родиться при обсуждении проблемного вопроса, выдвижении гипотезы по ее решению, при необходимости с корректировкой со стороны преподавателя (с помощью наводящих вопросов).
Третья проблема так же решаема со временем. Ученики волей неволей учатся внимательно читать текст, выбирать только относящееся к их теме, придумывают как лучше оформить, преподнести полученный материал.
С закреплением сложнее, но почему бы выходом проекта не получить синквейн, кроссворд, самостоятельно составленный тест от участников групп, который возможно будет использовать на уроке. Ответы на вопросы после представления проекта участниками других групп тоже никто не отменял, за это возможен дополнительный плюс к оцениванию. Наши дети любят формулировать и задавать вопросы.
С дивергенцией практической и теоретической части в данных проектах сталкиваться не приходится. Этот вопрос чаще возникает при реализации внеурочных или долгосрочных проектов. В данном случае нужно будет либо откорректировать либо исследование, повернув его в нужное русло, довести до слияния с проблемой, а, возможно, продумав другую интерпретацию проблемного вопроса и дать рекомендации по изменениях в теоретической части, ведь главное – сохранить и стимулировать ребенка к исследовательской и проектной деятельности, подстроиться под его потребности и тогда результат не заставит себя ждать.
Правильно организованное обучение с использованием проектной методики является продуктивным и интенсивным, так как способствует самостоятельному добыванию знаний и приобретению опыта учащимися из личного общения с реальной жизнью, развивает у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию.
Проект-представление русской народной сказки также вмещался в рамки урока. Проблемный вопрос: «Что несет в себе русская народная сказка?» Для его реализации были выбраны четыре русские народные сказки. Дети делились на группы, обдумывали сценарий, распределяли роли – показывали мини-спектакли по выбранной сказки. В завершении обсуждали главную мысль сказки, подыскивали еще названия сказок, в которых прослеживалась та же главная мысль. Данный проект напрвлен на развитие коммуникативных навыков, в первую очередь, умение распределить роли, показать главную идею своего героя. В конечном счете каждая группа оценивала свою работу и оттого, насколько ответственно подошли члены группы к реализации проекта, зависел конечный результат проекта.
Таким образом, мы видим, что метод проектов может стать одним из эффективных способов формирования развития личности учащихся, умеющей ориентироваться в огромном потоке информации, способной принимать нестандартные решения, раскрытия их интеллектуального, духовного и творческого потенциала, повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности. Разумеется, мы не рассматриваем метод проектов как основной, определяющий стратегию обучения в начальной школе, претендующий на то, чтобы вытеснить другие методы и виды учебной деятельности. Система обучения определяется общей концепцией обучения и включает целый комплекс компонентов – цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения. Все компоненты этой системы взаимосвязаны. Метод проектов – это лишь один из ее компонентов, который может быть эффективно использован на различных этапах обучения, дополняя любые методы в условиях вариативности обучения и позволяющий оптимизировать процесс обучения.



Список использованной литературы

1. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации / В.Васильев // Народное образование. – 2000. - № 9. – С. 177-180.
2. Учимся работать над проектом. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ. http://spo.1september.ru

Источник: https://yadi.sk/i/d7PO9lFnqqvCg
Категория: Организация проектной деятельности на уроке | Добавил: irinas (05.04.2016) | Автор: Корнейчук Ирина Станиславовна E
Просмотров: 21 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 smdal  
Уважаемая Ирина Станиславовна! 
Сообщаю Вам, что Ваша статья "Проблемы и их решение при реализации метода проектов на уроке" прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Второй Всероссийской научно-методической Конференции «Организация проектной деятельности в образовании в рамках ФГОС». Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Второй Всероссийской научно-методической Конференции «Организация проектной деятельности в образовании в рамках ФГОС» и публикации образовательного материала в Интернете, на сайте Факультета проектной деятельности и фандрайзинга образовательного портала "Мой университет" http://grant-project.ru/. 
Сертификат после оплаты его стоимости, будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес. 
Ссылка для заказа сертификата http://moi-universitet.ru/schoolkonkurs/pmsertificate/ 
C уважением, технический эксперт Сафарова Марина Александровна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]