Воскресенье, 19.01.2020, 03:17Приветствую Вас Гость
Регистрация | Вход
RSS
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Организация проектной деятельности на уроке [20]
Организация проектной деятельности во внеурочной деятельности [25]
Проектная деятельность: вчера, сегодня, завтра [10]
Проектная деятельность и социализация подростка [7]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 396
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Реализация педагогического проекта "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей по развитию речи учащихся 1 класса"
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.
Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребёнка и её влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания.
Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.
В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.
Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Довольно часто многие родители не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Иногда они даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний.
ПРОБЛЕМА Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития учащихся 1 класса.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА привлечь родителей к активному сотрудничеству, помочь им уяснить свою роль в процессе развития речи ребёнка, дать определённые знания и умения, необходимые для коррекции речевого нарушения.
ЗАДАЧИ
1. Повысить компетентность родителей в вопросах речевого развития детей и речевых расстройств; обучить основным приёмам коррекционно – развивающей работы.
2. Познакомить родителей с играми и упражнениями по развитию речи, которые можно использовать в домашних условиях.
3. Совершенствовать межличностные отношения учителя - логопеда, обучающихся и их родителей путём организации совместных мероприятий, праздников.
4. Формировать положительную мотивацию к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в занятиях по развитию и коррекции речи. <br /><br /> УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА учитель - логопед, учащиеся 1 класса МС(К)БОУ VIII вида г. Кизела (8 детей) и их родители (законные представители). <br /><br /> ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ долгосрочный (август 2015 - май 2016 г.) <br /><br /> ТИП ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА информационный, практико- ориентированный. <br /><br /> ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА: СТРАТЕГИЯ И МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ (МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ)
Руководствуясь возможностями родителей, их интересами были выбраны наиболее оптимальные формы взаимодействия:
- информационно – практические (родительские собрания, тематические консультации, открытые просмотры индивидуальных занятий, семинары – практикумы с участием детей, совместная подготовка детей к выступлениям на праздниках, конкурсах, домашние задания)
- наглядно - информационные (информационные проспекты: памятки, буклеты, стенды);
- индивидуальные (беседы, консультации, рекомендации, «телефонная линия»);
- информационно – аналитические (анкетирование, опрос, почтовый ящик);
- досуговые (праздники, развлечения, конкурсы).
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между учителем - логопедом и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в преодолении речевых нарушений и развитии речи детей. <br /><br /> ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап, подготовительный (август 2015 г. – сентябрь 2015 г.).
Задачи этапа:
1. Разработка проекта.
2. Подготовка педагогического коллектива начальной школы, коллектива обучающихся и их родителей к реализации данного проекта.
II этап, основной (сентябрь 2015 г. – май 2016 г.).
Задачи этапа:
1. Реализация основных ключевых мероприятий проекта.
2. Презентация проекта: творческий отчёт перед родителями, обучающимися, учителями – логопедами (праздник).
III этап, обобщающий (или контрольно – диагностический) -май 2016 г.
Задачи этапа:
1. Обработка данных, описание результатов деятельности.
2. Определение эффективности выбранных форм работы с родителями.
3. Анализ качества двухстороннего сотрудничества.
4. Оценка эффективности внедрения проекта. <br /><br /> ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Месяц Формы и методы работы Тема Цель и содержание работы
1 этап. Подготовительный этап
Сентябрь Родительская встреча «Давайте знакомиться!» -Познакомиться с родителями
-собрать анамнестические данные о ходе развития ребенка
-изучить адекватность позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту;
-изучить уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития
Анкетирование родителей «Я и мой ребёнок»
2 этап. Основной
Сентябрь
Классное родительское собрание «Результаты диагностики речи учащихся 1 класса» -Познакомить родителей с результатами диагностического обследования учащихся, наметить пути преодоления речевого дефекта
-рассказать о требованиях, предъявляемых к речи учащимся, посещающим логопедические занятия
Публикация на сайте школы «Страница логопеда" «Организация работы учителя -логопеда на школьном логопункте» Познакомить родителей с основными направлениями логопедической работы в рамках школьного логопункта
Оформление информационного стенда «Советы логопеда» Наглядная агитация для родителей с целью повышения педагогической культуры родителей
Октябрь Индивидуальные консультации «План коррекционно-развивающей работы с ребёнком» Познакомить родителей с основными направлениями коррекционно-развивающей работы с ребёнком
Обучающий семинар – практикум с элементами тренинга для родителей <br /><br /> Буклет «Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук» <br /><br /> «Пальчики играют – нам говорить помогают». Познакомить родителей с понятием мелкая моторика, приёмами её развития в домашних условиях и ролью в преодолении речевого недоразвития <br /><br /> Педагогическое просвещение родителей
Совместная работа с родителями Подготовка к конкурсу чтецов Разучивание стихотворений
Оформление почтового ящика «Почта доверия» Выявить круг вопросов, которые для родителей актуальны
Ноябрь Индивидуальные консультации «Разное» Ответить на вопросы, волнующие родителей
Обучающий семинар- практикум с участием детей «Наш веселый язычок» Познакомить родителей с понятием «артикуляционная гимнастика», видами упражнений и формами проведения
Декабрь Открытые индивидуальные занятия «Готовимся к шипящим (свистящим, сонорным)»
«В гости к сонорным» Познакомить родителей со способами постановки звуков
Родительское собрание «Подведение итогов первого полугодия» Познакомить родителей с динамикой речевого развития детей, наметить план работы на следующее полугодие
Январь Индивидуальные консультации «Разное» Ответить на вопросы, волнующие родителей
Обучающие индивидуальные занятия
(занятия– практикумы) <br /><br /> Памятка «Учимся произносить звуки» <br /><br /> «Учимся слышать звуки и правильно их произносить» Формирование некоторых приёмов коррекционной работы, необходимых для закрепления и автоматизации знаний, умений и навыков, выработанных на логопедических занятиях с детьми.
Знакомство с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и обучения, наблюдение за своим ребёнком «со стороны», за его успехами <br /><br /> Познакомить родителей с речевыми играми и упражнениями, которые можно использовать дома для закрепления правильного произношения
Февраль Индивидуальные беседы «Спрашивали – отвечаем» Ответить на полученные вопросы в почтовом ящике
Тематическая консультация «Фонематическое восприятие. Как его развивать» Познакомить родителей с играми и упражнениями по развитию фонематического восприятия
Март Совместная работа с родителями Подготовка к празднику Изготовление костюмов, разучивание стихов
Организация и проведение практического семинара в рамках муниципального МО учителей – логопедов <br /><br /> Презентация проекта <br /><br /> Логопедический праздник с участием детей и родителей «Пути осуществления продуктивного взаимодействия учителя – логопеда и родителей по развитию речи» <br /><br /> «Взаимодействие учителя - логопеда и родителей по развитию речи учащихся 1 класса» <br /><br /> «Международный женский день 8 марта» Обмен опытом с педагогами города <br /><br /> Обмен опытом с педагогами города <br /><br /> Установление эмоционального контакта между педагогом, родителями, детьми, улучшение детско-родительских отношений
Апрель Индивидуальные консультации (по инициативе родителей или учителя - логопеда по графику специалиста) «Родительские пятиминутки» Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях
Опросник «Удовлетворенность родителей деятельностью, организацией и содержанием образовательного процесса» Выявить степень удовлетворённости родителей деятельностью педагога <br /><br /> Май Индивидуальные консультации «Итоги года. Вопрос-ответ» Ответить на вопросы, волнующие родителей
Родительское собрание «Итоги коррекционной работы за год. Рекомендации по работе с детьми в летний период»
- Осветить результаты работы за год, проанализировать эффективность взаимодействия учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей и эффективность коррекционной работы с детьми;
- поощрить активных родителей благодарностями;
- обсудить списки детей, продолжающих работу на школьном логопункте, а так же список выпускников; - продемонстрировать презентацию, в которой освещены методы и формы работы с детьми по развитию речи на летних каникулах
Ежемесячно Оформление информационно-методического стенда «Логопед советует!» Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей о развитии и совершенствовании речи детей
Заключительный этап
Май Мониторинг детей «Логопедическое обследование» Выявление уровня речевого развития детей
Публикация проекта на учительском сайте «Инфоурок.ру» «Взаимодействие учителя – логопеда и родителей по развитию речи учащихся 1 класса» Распространение опыта работы на Всероссийском уровне <br /><br /> ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Дети:
- совершенствование звуковой культуры речи;
- формирование фонематических процессов;
-совершенствование лескико-грамматической стороны речи;
- самостоятельное выполнение основных средств коррекции речи: артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастики;
- развитие творческих, коммуникативных способностей.
Родители:
- повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития детей, повышение уровня активности;
- формирование эмоционального контакта родителей с детьми;
- повышение заинтересованности родителей в совместной игровой
деятельности с детьми и желания сотрудничать с учителем - логопедом. <br /><br /> ИННОВАЦИОННОСТЬ ПРОЕКТА
Инновационность проекта заключается в разработке авторских методических материалов по организации работы с семьями детей, имеющих речевые нарушения (сценарии проведения родительских собраний, тематических консультаций, праздничного мероприятия «Международный женский день 8 марта», конспекты обучающих индивидуальных занятий, памятки, буклеты). Данный проект универсален и может быть применен не только в коррекционных (специальных) школах, но и в любых образовательных учреждениях дошкольной и начальной ступени общего образования. <br /><br /> ОЦЕНКА РИСКОВ И МЕРЫ, ЗАПЛАНИРОВАННЫЕ ДЛЯ МИНИМИЗАЦИИ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ РИСКА
Трудности взаимодействия с родителями (использование новых форм работы с родителями с учетом личностно-ориентированного подхода: обучающие индивидуальные логопедические занятия, почтовый ящик). <br /><br /> ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Результат работы по проекту:
 повысился уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, установлен контакт с членами семьи, согласованы воспитательные и коррекционные воздействия на ребёнка; родители активно включились в коррекционно – развивающий процесс по устранению недостатков речи детей в домашних условиях;
 проведение диагностического обследования речи учащихся 1 класса выявило положительную динамику в развитии речи;
 разработана и апробирована система методических мероприятий для родителей по развитию речи учащихся 1 класса через организацию и проведение собраний, тематических консультаций, обучающих занятий – практикумов;
 выработаны и приняты единые требования, предъявляемые к речи обучающемуся, в семье и в школе. <br /><br /> ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА
• публикация проекта;
• разработка методических рекомендаций по развитию речи для родителей и педагогов. <br /><br /> ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННОГО ПРОЕКТА
• в работе с вновь прибывающими детьми;
• обмен опытом с педагогами города. <br /><br /> СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с. (Библиотека журнала «Логопед»).
2. Баринова Г. В. Использование потенциала семьи в системе коррекционного воздействия на ребенка // Логопед в детском саду, 2004, № 1. С. 70-74.
3. Бабинова Н.В. Клуб общения для родителей «Речевичок» // Логопед, 2011, № 8. С. 81-89.
4. Давидович Л. Р. Родители и логопед - партнеры / Л. Р. Давидович, Т. С. Резниченко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, № 6. С. 47-50.
5. Захарова Е.Н. О работе логопеда с родителями. // Логопед, 2006, № 6. С.54 – 58.
6. Османова Г.А. Логопед – родителям. – СПб.: КАРО, 2009. – 192 с.: ил. – (Серия «Популярная логопедия»).
7. Овчинникова Е. В. Организация сотрудничества логопеда и родителей // Логопед, 2007, № 6. С. 74-78.
8. Некрылова Л.В. Развитие мелкой моторики – залог правильной и красивой речи (консультация для родителей) // Логопед, 2013, № 7. С. 82-84.

Источник: https://yadi.sk/i/OwKLeDwZqnzer
Категория: Проектная деятельность: вчера, сегодня, завтра | Добавил: светлана21 (06.04.2016) | Автор: Агеева Светлана Викторовна E
Просмотров: 25 | Комментарии: 1 | Теги: формы взаимодействия учителя - лого, развитие речи, педагогический проект | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 ssn1957  
Уважаемая Светлана Викторовна!
Сообщаю Вам, что Ваша статья "Реализация педагогического проекта "Взаимодействие учителя - логопеда и родителей по развитию речи учащихся""   прошла техническую экспертизу и допущена к участию воВторой Всероссийской научно-методической Конференции «Организация проектной
деятельности в образовании в рамках ФГОС». Вы можете подать заявкуна получение Сертификата об участии во Второй Всероссийской
научно-методической Конференции «Организация проектной деятельности в
образовании в рамках ФГОС» и публикации образовательного материала в
Интернете, на сайте Факультета проектной деятельности и
фандрайзинга образовательного портала
"Мой университет" http://grant-project.ru/.    
Сертификат после оплаты его стоимости, будетВам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
Cуважением, технический эксперт Серебряков С.Н.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]