Опорная площадка: что это? Возможности и трудности её организации в образовательном учреждении.
Опорная площадка: что это? Возможности и трудности её организации в образовательном учреждении
Зеленин Олег Юрьевич кандидат химических наук, учитель физики, МБОУ «Средняя школа №50» преподаватель химических дисциплин, НОУ «Ивановский фармацевтический колледж», Центральный федеральный округ, Ивановская область, город Иваново $IMAGE1$
Система образования, сложившаяся в настоящее время в Российской Федерации, характеризуется свободой творческого поиска педагогических коллективов образовательных учреждений, многообразием и широтой педагогических экспериментов, стимулирующих и обеспечивающих инновационные педагогические процессы. В итоге, в ряде образовательных учреждений города накоплен инновационный опыт обучения, развития и воспитания, составляющий важный потенциал дальней-шего развития муниципальной системы образования в целом. Поэтому в настоящее время особенно актуальным становится решение про-блемы передачи передового опыта конкретного педагогического коллектива другим образовательным учреждениям. Это способствовало бы развитию инновационных процессов в образовательном пространстве города Иванова, повышению эффектив-ности обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из на-правлений решения указанной проблемы является работа опорных образовательных учреждений. Как часто практикующим педагогам приходится слышать словосочетание «Опорная площадка». А что же это такое? Для чего она нужна и каковы цели её ор-ганизации? Опорная площадка – это база по организации методического сопровождения педагогов образовательных учреждений по направлению, определённому УО, зна-чимому для развития системы образования города и области в целом. Целью опорной площадки является достижение более высоких параметров квалификационной готовности педагогов для обеспечения высоких показателей ка-чества образования и внедрения качественно новых форм и средств обучения в об-разовательный процесс. Какие же функции выполняет опорная площадка? Первая – это обучающая – создание возможности обучения педагогов ОУ со-временным методам и средствам развития и обучения; постоянное повышение ква-лификации педагогов в межкурсовой период через разнообразные активные формы работы. Вторая функция заключается в преемственности образовательной деятельно-сти опорных площадок и близлежащих образовательных учреждений в обновлении содержания и применении новых методик и технологий. Третья – инновационная – способность развития потенциала опорной площад-ки и признание её вклада в совершенствовании муниципальной системы образова-ния. Четвертая – методическая и консультационная – оказание методической и консультационной помощи другим образовательным учреждениям, находящимся в сетевом взаимодействии. Пятая – социокультурная – использование в интересах образования и воспи-тания обучающихся возможностей социокультурного потенциала муниципального образования. Так что же такое опорная площадка по проектной деятельности и какова её структура в ОУ? Давайте разбираться вместе… На мой взгляд, опорная площадка образовательной организации должна иметь следующую структуру. На базе образовательной организации формируется коорди-национный совет, в состав которого входят администрация образовательной органи-зации, представители методической службы города (области), а также представите-ли управления образования региона и даже родители и дети, которые обучаются на базе данного образовательного учреждения. Однако при попытке создать опорную площадку по проектной деятельности я столкнулся с тем, что её организация и вне-дрения требует значительных временных и трудовых ресурсов, которые в конечном итоге должны финансироваться. Руководители городской методической службы и управления образования ссылаются на большую загруженность и нехватку работни-ков, что является одной из причин, которые препятствуют её созданию. Работа ко-ординационного совета опорной площадки ОУ осуществляется совместно с регио-нальным координатором ОУ, который является связующим звеном региона и МУ.
Далее под руководством созданного координационного совета формируются структурные подразделения ОП. На мой взгляд, социальное проектирование – это наиболее трудоемкий и ресурсозатратный вид проектной деятельности. Поэтому ог-раничиваться только созданием социальных проектов нельзя. В качестве структур-ных подразделений опорной площадки могут выступать: лаборатория социального проектирования «СОЦЛАБ» /создание социальных проектов/, научный кружок «ЭВРИКА» /создание научных проектов/, творческая лаборатория «ЭСТЕТИКА» /создание творческих проектов/, лаборатория «УМНИКИ» /создание учебных про-ектов/, кружок «МЕХАНИКИ» /создание технических проектов/ и т.д. Но для созда-ния такого структурного подраздения требуется не только добрая воля администра-ции образовательной организации и соответствующего муниципального органа управления образованием, а также наличие квалифицированных проектных менед-жеров из числа педагогов, готовых делиться опытом со своими коллегами. Но как показывает практика, в связи с оптимизацией штатного расписания в школах города и области были сокращены штатные единицы социальных педагогов, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования, что привело к уве-личению нагрузки на других педагогов школы, которые вынуждены совмещать свои прямые обязанности с дополнительными (часто неоплачиваемыми) обязанностями указанных педагогов. При попытке подвигнуть учителей заняться проектной дея-тельностью получаешь ответ «У меня совсем нет времени этим заниматься», что сводит данный вид деятельности к его формальному использованию. Многие педагоги пытаются внедрять проектную деятельность в свою педаго-гическую практику, но очень часто это сводится к созданию формальных презента-ций или написанию рефератов крайне низкого качества. Это связано с тем, что учи-теля крайне неохотно идут на обучение новым (хорошо забытым) технологиями или относятся к этому крайне формально, как к очередной повинности, которая им в тя-гость. Поэтому, еще одно направление деятельности опорной площадки в образова-тельной организации – это подготовка и обучение проектной деятельности как прак-тикующих педагогов ОУ, так и педагогов других ОУ города и области, посредствам сознания банка проектов, а также мастер-классов, школ по проектной деятельности и др. Но и на данную деятельность многие педагоги соглашаются крайне неохотно. А причина мой взгляд, это либо отсутствие серьезных разработок, либо нежелание тратить собственные ресурсы и жить по принципу «А зачем мне это всё нужно?». Поэтому одной из задач администрации при создании опорной площадки – это соз-дание дополнительной мотивации учителей к данному виду деятельности. Еще одной проблемой, препятствующей созданию опорной площадки – это материальная оснащенность. Ивановская область – область дотационная, которая вынуждена испрашивать денежные средства из федерального бюджета, что является задачей крайне сложной и практически невозможной. Поэтому образовательная ор-ганизация, на базе которой создаётся опорная площадка, должна иметь современные средства обучения и оборудование для качественного осуществления образователь-ного процесса. Требуется дополнительное ресурсное обеспечение. Исходя, из всего вышеизложенного, становиться понятным, что одного жела-ния для создания опорной площадки не достаточно. Инициатива снизу крайне необ-ходима, но также весьма желательным было бы наличие давления сверху в сочета-нии с определённой поддержкой (финансовой и организационной) со стороны орга-нов управления на всех уровнях от всероссийского до муниципального. Также нуж-на работа с педагогическим сообществом региона, которая должна быть направлена на обучение, разъяснение, консультирование и создание благоприятной среды при внедрении проектной технологии в образовательный процесс.
Ирина Григорьевна, большое спасибо за высокую оценку моей работы. Делал в полной запаре. Просто ужас какой-то... Сейчас готовим экзамен по допуску (литература). Писал на эмоциях во время урока (пока шла контрольная работа...). Другого времени просто найти было не возможно...
Уважаемый, Олег Юрьевич! Сообщаю Вам, что Ваша статья размышление « Опорная площадка: что это? Возможности и трудности её организации в образовательном учреждении.» прошлатехническую экспертизу и допущена к участию в Конкурсе размышлений «Опорная площадка: потребности и проблемы».Вы можете подать заявку на получение Сертификатаоб участии вКонкурсе размышлений «Опорная площадка: потребности ипроблемы»и публикации образовательногоматериала в Интернете, на сайте Факультета проектной деятельности и фандрайзинга образовательного портала "Мой университет"http://grant-project.ru/. Заказ сертификата осуществляетсяпо ссылке:http://moi-universitet.ru/ru/schoolkonkurs/14023/Сертификат после оплаты его стоимости, будет Вам выслан на указанный Вами в заявке адрес. C уважением, технический эксперт Шевелева Э.В.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]