Вторник, 21.01.2020, 19:52Приветствую Вас Гость
Регистрация | Вход
RSS
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Организация проектной деятельности на уроке [20]
Организация проектной деятельности во внеурочной деятельности [25]
Проектная деятельность: вчера, сегодня, завтра [10]
Проектная деятельность и социализация подростка [7]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 396
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта

Обучение школьников исследовательским умениям и навыкам
Гилазтдинова Виктория Леонидовна, учитель биологии МАОУ СОШ № 1
Быкова Елена Михайловна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 1
г. Ивдель Свердловская область

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

Статья посвящена проблемам формирования исследовательских умений и навыков. Обсуждается реализация курса в научном обществе учащихся (НОУ). Предложенная модель реализации элективного курса прошла апробацию, в ходе которой выявлены ее преимущества и недостатки.

Организация научно-исследовательской работы школьников требует овладения определенными исследовательскими умениями и навыками, которые в дальнейшем позволят им влиться в вузовскую образовательную среду и продолжить научные изыскания на более высоком уровне.
Нами разработан и внедрен элективный курс «Организация исследовательской работы школьников», содержащий материал об основах научного исследования.
При изучении данного курса, учащиеся должны овладеть исследовательскими умениями и навыками, включающими следующие структурные компоненты:
1) Общие исследовательские умения (умение определять цель исследования; формулировать гипотезу; выделять ряд задач; определять путь решения проблемы; применять различные методы исследования; объяснять и доказывать новые факты; классифицировать, сравнивать, анализировать и обобщать; организовывать и проводить эксперимент; формулировать вывод).
2) Частные умения (решать задачи; работать с микропрепаратами в биологии и др.).
3) Рефлексивные умения (умение определять границы своих знаний; определять значимость для своей личности полученных знаний и умений; анализировать протекание и результаты своей деятельности).
Мы сочли необходимым включить в структуру исследовательских умений рефлексивные, так как умение рефлексировать, на наш взгляд, является необходимым звеном в процессе формирования исследовательских умений и навыков.
Элективный курс «Организация исследовательской работы школьников по анатомии и физиологии человека» представлен теоретическим и практическим разделами. В теоретической части курса последовательно освещаются вопросы, касающиеся индивидуальных особенностей и требований к исследователю и организации научного поиска. Полученные знания способствуют обогащению представлений школьников о научно-исследовательской деятельности, получению конкретных знаний в этой области, формированию научного мировоззрения учащихся.
Практическая часть включала решение проблемных задач и постановку исследований, соответствующих индивидуальным способностям и уровню развития отдельных показателей владения методологическим аппаратом у школьников.
Элективный курс построен на процессуально-деятельностной основе, которая выразилась в последовательном включении учащихся в процесс освоения научной информации и участии их в различных видах деятельности, которые позволили им «войти» в научно-исследовательскую работу, имеющую интегративный характер, естественным способом.
Реализация курса осуществлялась через этапы приобщения к исследовательской деятельности в научном обществе учащихся (НОУ).
На первом организационном этапе, «ознакомительном», предусматривалось формирование у школьников представлений и понятий о научно-исследовательской деятельности.
На втором этапе «самоопределения» материал элективного курса предлагался школьникам таким образом, чтобы они могли не только получить дальнейшие знания об особенностях научно-исследовательской работы, но и одновременно выбрать интересующую их научную область, освоить новые знания применительно к ней. Функционально это обеспечивалось посредством организации практических занятий, насыщенных диагностическими элементами самоопределения и ситуациями «научной пробы», посредством которых учащиеся осуществляли научные действия в первом приближении.
Третий этап «самореализации» предполагал осуществление научного поиска в конкретном направлении и представление результатов исследования в виде научных работ.
Элективный курс завершался составлением и публичной защитой школьниками научных работ. Например, «Создание экологической тропы вдоль реки Ивдель Свердловской области», «Будущее – за нами!», «Моя малая родина. Путешествие в прошлое и будущее микрорайона Ивдель-1», «Изменение состояния сердечнососудистой системы у учащихся занимающихся разными видами спорта», «Загадочная плесень», «Оценка умственной работоспособности у учащихся, обучающихся в компьютерных классах», «Состояние физического развития учащихся разного возраста», «Влияние типа высшей нервной деятельности на успешность обучения» и т.д.
Изучение курса осуществлялось посредством разнообразных форм обучения: имитационные, ролевые, деловые игры, эвристические занятия, мозговые штурмы, дискуссии, видеосеминары, научно-практические конференции, экскурсии. Также применялись коммуникативные образовательные технологии: парные и групповые формы занятий в НОУ, рефлексивные процедуры, соревнования, конкурсы. Телекоммуникационные технологии позволили войти в открытое информационное образовательное пространство и ознакомиться с научной информацией, представленной на образовательных веб-сайтах.
По завершении изучения элективного курса было проведено анкетирование, в котором приняло участие 47 школьников.
Анализ анкет показал, что совместной работой в НОУ остались довольны и педагоги и ученики. Учащиеся отмечали, что курс дал им «понимание некоторых научных понятий», «в учебниках не всегда дается последняя, современная научная информация», «понравилось работать с определениями и понятиями, самим формулировать их, выстраивать гипотетические предположения», «приобретенные в школе знания помогают при статистической обработке экспериментальных данных». Так же был отмечен личностный рост, расширение опыта, значимость научных знаний в практической жизни.
На вопрос анкеты «Что Вам больше всего запомнилось на занятиях в НОУ?» 50% учеников отметили работу в Интернет-центрах, 35% – атмосферу работы в «малых исследовательских группах», 11% – запомнилось общение с научными консультантами.
На вопрос «Что Вам дала научно-исследовательская работа в НОУ?» были получены следующие варианты ответов: новые знания (52%); «стали умнее, самостоятельнее» (18%); появился интерес к предмету, к науке (25%); появились новые друзья (17%); затруднились с ответом (9%) учащихся.
На вопрос «Хотели бы Вы заниматься научной деятельностью в дальнейшем?» 78% респондентов ответили положительно, 3% – отрицательно, не знают своих намерений 19% учащихся.
На вопрос «Важна ли для Вас точка зрения ученого?» 54% ответили «Да» и 36% – «Нет».
Можно сделать вывод, что внедрение элективного курса «Организация исследовательской работы школьников» позволило выявить следующее: исследовательские умения и навыки эффективнее всего формировать поэтапно, так как именно в такой последовательности они формируются у школьников и становятся необходимыми для общеобразовательного и личностного роста, а также для дальнейшего обучения в высших учебных заведениях.

Источник: https://yadi.sk/i/sVdByKK0qr4a5
Категория: Организация проектной деятельности во внеурочной деятельности | Добавил: Viktoria (04.04.2016) | Автор: Виктория Леонидовна Гилазтдинова E
Просмотров: 37 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 5
5 oleg_zelenin  

4 oleg_zelenin  
Отправьте файл мне на почту. Я Вам помогу разместить работу.

2 oleg_zelenin  
Уважаемая Виктория Леонидовна!  

Сообщаю Вам, что работа "Обучение школьников исследовательским умениям и навыкам" прошла  техническую  экспертизу  и  допущена  к  участию  во II КОНФЕРЕНЦИИ "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ ФГОС" в направлении "Организация проектной деятельности во внеурочной деятельности"!  

Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии в Конкурсе и публикации образовательного материала в Интернете, на сайте Факультета проектной деятельности и фандрайзинга  образовательного портала "Мой университет" - http://moi-universitet.ru/ru/schoolkonkurs/pmconference/  

Сертификат после оплаты его стоимости будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.  

С уважением, технический эксперт Зеленин Олег Юрьевич.

1 oleg_zelenin  
Уважаемая Виктория Леонидовна!

Просьба в срок до 10 апреля 2016 года указать ссылку на работу, по которой можно будет её скачать. Настоящая ссылка не работает и сообщает о том, что неправильно указанная ссылка на облако.

С уважением, технический эксперт О.Ю. Зеленин.

3 Viktoria  
Ссылка не помещается.
https://cloud.mail.ru/home/%D0%9E%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C %D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2 %D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BC%20%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD %D0%B8%D1%8F%D0%BC%20%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BC.doc

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]