Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » I Конференция по проектной деятельности » Учебные проекты

Яндекс.Метрика

"Проект - как современная педагогическая технология воспитательной работы по социализации детей с ОВЗ"
«Проект - cовременная педагогическая технология воспитательной работы по социализации детей с ОВЗ »
«Рост и воспитание детей – это большое, серьёзное
и страшно ответственное дело».
А.С.Макаренко.

В условиях образовательной интеграции важнейшим является обеспечение связи получаемых знаний с жизнью, без чего невозможна активная адаптация в окружающем мире.
Социальная ситуация развития ученика в условиях специального учреждения образования часто не благоприятствует овладению им новыми социальными связями и подготовке к независимому, самостоятельному образу жизни. Соприкосновение выпускника с социальной реальностью вызывает разочарование.
Знания, полученные в школе, оказываются не всегда применимыми в нашей действительности. Ограниченная жизненная компетенция затрудняет успешную интеграцию в жизнь общества. Задачи адаптации детей с ОВЗ к окружающей действительности, необходимость компенсации недостаточного социального развития, побуждающие искать иные пути обучения и воспитания, привели к переосмыслению имеющегося опыта и развитию новых педагогических идей и подходов.
Таким подходом является социально - ориентированный, что продиктовано следующими обстоятельствами:
• от выпускника требуется, чтобы он был адаптирован к обществу, в котором живёт. Общество мобильно, изменчиво. Это предполагает гибкое реагирование на изменения, умение использовать информационно-коммуникационные технологии, проявлять стойкость перед трудностями;
• формирование жизнеспособной личности требует ориентации в ценностях общества, в котором человек живёт, и умения действовать в жизненных ситуациях, предполагающих сотрудничество с окружающими, умение с ними договориться, выполнять работу сообща;
• дети с ОВЗ могут достичь в социальном развитии больше, чем в когнитивном; расширение социального опыта, в свою очередь, создаёт предпосылки для общего развития.
В новых технологиях ставка делается на появление у детей потребности саморазвития, стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня активности учащихся в учебное и вне учебное время.
Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учащихся.
В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя, воспитателя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами.
Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой является:
- цели обучения;
- содержание обучения;
- средства педагогического взаимодействия;
- организация учебного процесса;
- ученик - учитель;
- результат деятельности.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, и в качестве системы способов, принципов применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным процессом, гуманизацией и демократизацией общества.
Выяснив, что такое технология, мы узнаем, чем она отличается от программы и методики?
Программа – это, прежде всего документ, определяющий задачи воспитания и содержание обучения ребёнка, а технология – это инструментарий, при помощи которого эти задачи решаются. То есть программа отвечает на вопросы «что делать?» и «зачем делать?», а технология – на вопрос «как делать?».
Исходя из этого, можно выделить элементы современных технологий, которые возможно применять в педагогической работе, в коррекционной школе VIII вида:
• обучение в сотрудничестве,
• коррекционно - развивающие технологии,
• метод проектов,
• игровые технологии,
• информационно-коммуникационные технологии,
• нравственная технология,
• здоровьесберегающие технологии.

Метод проектов
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в самом начале XX века. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время метод проектов становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней:
 стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления;
 комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению;
 в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления;
 метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;
 этот метод органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.
Из своей практики работы с детьми младших классов, могу сказать, что для социальной адаптации учащихся с ОВЗ необходимо проводить кропотливую работу по привитию навыков самообслуживания:
• Как правильно пользоваться иголкой, ножницами;
• Как вдеть нитку в иголку, сделать узелок, какова длина нитки;
• Как сделать мелкий ремонт одежды, пришить пуговицу;
• Как правильно хранить летнюю и зимнюю одежду, обувь (посезонно);
• Уход за обувью и её сушка после прогулок, штопка носков и рукавиц;
• Правильно стелить постельное бельё, заправлять постель;
• Качественно проводить уборку (наливать нужное количество воды в ведро, правильно выжимать тряпку и т.д.)
В работе с детьми по привитию навыков самообслуживания помогает метод проектов.

Проекты:
• «Безопасность жизни» - дети усваивают правила поведения на дорогах и при ДТП (дорожно - транспортных происшествиях т.е обыгрывание ситуаций), они учатся пользоваться электроприборами, получают понятия о легковоспламеняющихся материалах, как вести себя в близи открытых водоёмов, на льду зимой, при сигналах «Пожар»;
• «Жилые помещения» - дети получают возможность освоить приёмы ухода за жилищем, создания и сохранения порядка в доме, создания уюта, овладеть навыками пользования бытовой техникой.
• «Культура поведения» - дети учатся правилам культурного общения со знакомыми и не знакомыми людьми, правилами поведения в общественных местах («в школе», «в СДК», «в бане» и т.д.)
• «Одежда и обувь» - формирует у детей привычку носить удобную, чистую обувь, одежду, правильно ухаживать за ними, своевременно чинить одежду и обувь в домашних условиях.
• «Ориентирование в окружающем» - умение ориентироваться в школьном и внешкольном пространстве, за пределами школы т.е. в посёлке, в незнакомом районе, умение пользоваться транспортом, приобретать необходимые товары, обращаться в организации обслуживающие население. В освоении этого проекта большое значение уделяется экскурсиям на почту, в магазины, в больницу, в администрацию поселения и т.д.
• «Отдых и досуг» - воспитание у детей умение занимательно и интересно для себя организовать свободное время. Для этих целей в школе имеется досуговый центр и спортивный зал.
• «Охрана здоровья» - привитие детям привычки соблюдать личную гигиену, режимные моменты, своевременно принимать меры, уберегающие от травматизма и распространения инфекционных заболеваний. Медиками и воспитателями проводятся беседы о личной гигиене, инфекционных заболеваниях, и т.д. В группе оформлен стенд « Уголок здоровья».
• «Питание» - умение сервировать стол, убирать стол после приёма пищи, ухаживать за посудой, соблюдать правила поведения за столом, готовить некоторые блюда, придерживаясь санитарно-гигиенических правил и техники безопасности.
• «Природа» - дети усваивают приёмы содержания животных и ухода за растениями в доме, знакомятся с лечебными свойствами растений и использование их в быту, учатся принимать необходимые меры при стихийных бедствиях. Большое внимание уделяется экскурсиям в лес, походам в лес. Проводятся беседы о сезонных изменениях в природе, ведутся наблюдения за этими изменениями, учим детей давать правильную характеристику погоде, изучаем животный и растительный мир Ямала.
Проектная деятельность педагога проходит через воспитательские занятия с детьми и разнообразные виды практической деятельности, которые формируют знания и умения; помогают воспитанникам находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, уметь объяснить свои действия, умение находить выходы из жизненных ситуаций.
В данном направлении, проектной деятельности педагога - главное, чтобы каждый ребёнок овладел жизненно необходимыми знаниями и умениями – познавательными, коммуникативными, нравственными, эстетическими, трудовыми.

В проект « Жилые помещения»
входит - уборка помещения.
Работа над навыками уборки помещения целесообразно проводить в классе - после уроков и самоподготовки, в группе утром и вечером.
Даже если в прошлом детям с ОВЗ приходилось подметать, мыть пол и т.п., часто уборка вызывает у них сложности, связанные с проблемами самоорганизации. Многим детям с ОВЗ трудно увидеть и подмести весь имеющийся на полу в помещении мусор, и не просто водить веником по одному и тому же месту, трудно мыть пол не хаотически, а последовательно, в каждой части класса отдельно.
Во время генеральной уборки: имеет смысл разделять помещение на отдельные зоны и выделять каждому из детей одну из этих зон для уборки. Также нужно учить детей с ОВЗ контролировать качество уборки, находить места, где ещё не выметен мусор, не вымыт пол.
Целесообразно всю последовательность действий по уборке класса и группы выдавать детям в качестве готовой инструкции:
Уборка класса.
• Вымыть ученическую доску.
• Поднять стулья.
• Подмести пол щёткой, веником.
• Принести воду в ведре.
• Намочить и выжать тряпку.
• Вымыть пол.
• Споласкивать и отжимать тряпку, если нужно.
• Вылить воду.

Уборка комнат.
• Возьми веник и подмети пол.
• Собери мусор в совок.
• Положи его в ведро для мусора.
• Возьми тряпочку для пыли (влажную салфетку) и вымой окно, батарею и дверь.
• Налей воду в ведро для мытья полов.
• Вымой пол тряпкой для пола.
Во время работы над навыками уборки помещений целесообразно использовать девиз:
«Чистота – залог здоровья! Содержи жилище в чистоте!»

В проект « Одежда и обувь »
входит - уход за одеждой и обувью.

Обучение навыкам ухода за одеждой и обувью также актуально для детей с ОВЗ. Стоит учить детей обращать внимание на то, всё ли в порядке с их одеждой, и обучать их глажке и мелкому ремонту одежды. У некоторых детей с ОВЗ могут при этом возникнуть сложности, связанные с боязнью острых предметов или горячего утюга (многие, как выясняется, никогда в жизни не пробовали шить или гладить).
Но прежде чем начать выполнять эту работу педагог должен провести инструкции по охране труда детей.
При обучению глажке, важно учить детей двигать утюг в правильном направлении («пароход плывёт только вперёд»), последовательно гладить все части одежды, начиная с более мелких, обходить пуговицы и т.д.
При обучении шитью большую сложность представляют такие действия, как вставка нитки в иголку и завязывание узелка на нитке, чем собственно шитьё.
При пришивании пуговиц у детей возможны большие затруднения, связанные с пространственными нарушениями, поскольку нужно всё время переворачивать ткань, на которую пришивается пуговица. Имеет смысл поначалу использовать очень крупные «учебные» пуговицы с двумя дырками и специально подобранную ткань, которую нетрудно проколоть иголкой, например мешковину.

В проект « Питание »
входит – сервировка стола и приготовление пищи .

Обучению сервировке стола и приготовлению пищи лучше также организовать в реальной ситуации, т.е., в группе. Например, для обучения накрыванию на стол полезны еженедельные дежурства в столовой (на кухне). Поскольку эта ситуация повторяется, можно успешно отработать такие моменты, как последовательность действий при накрывании стола («Что ещё нужно поставить на столы?»), накрывание стола на нужное количество персон («Клади столько ложек и вилок, сколько апельсинов в тарелке»).
При совместном приготовлении пищи возможны различные уровни сложности обучения: можно учить готовить по рецепту, выполнять сложные операции, в том числе с использованием кухонной техники. А для тех, кто никогда не пробовал готовить, актуальнее будут задания типа приготовления бутербродов для всех, нарезки салатов.
Необходимо сразу же после приёма пищи, учить детей мыть посуду и убирать со стола, это входит в дежурство по столовой (кухне).
В заключении хочется отметить, что основная цель педагога в работе с детьми с ОВЗ по социальной адаптации – помочь детям приобрести жизненный опыт, занимаясь различными видами деятельности, выработав у воспитанников достаточный уровень самостоятельности при социально приемлемых выходах из экстремальных, обыденных и проблемных ситуаций применяя в работе современные педагогические технологии –метод проектов.

Источник: http://www.moi-universitet.ru/ProjectKonf
Категория: Учебные проекты | Добавил: TANA72 (26.10.2013) | Автор: Татьяна E
Просмотров: 2557 | Теги: TANA 72-p | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]