Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » I Конференция по проектной деятельности » Учебные проекты

Яндекс.Метрика

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся как одно из средств повышения интереса к изучению физики
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся как одно из средств повышения интереса к изучению физики

«Страшная это опасность – безделье за пар-той; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает».
В.А. Сухомлинский

Проектная и исследовательская деятельность обучающихся тесно связаны между собой как методы научного познания. Думаю, что создать проект, который может быть осуществлён без каких-либо исследований, просто невозможно. Поэтому в своей работе, стараясь развить у детей интерес к изучению физики, часто использую метод проектно-исследовательской деятельности.
Слово «проект» в переводе с латинского означает «брошенный вперёд», т.е. метод проектов предполагает решение какой-то проблемы обязательно с выходом на конечный результат. На мой взгляд, этот метод является развитием, усовершенствованием хорошо зарекомендовавшего себя метода проблемного обучения.
Возможности для проектно-исследовательской деятельности есть в каждом учебном предмете. И, разумеется, в физике она имеет широкое поле применения, начиная с 7 класса. Конечно, проекты, которые могут подготовить семиклассники, нельзя сравнить с продуктом труда старших ребят. Однако пути подготовки и защиты проекта те же:
- постановка проблемы исследования;
- формулирование гипотезы;
- планирование исследовательских действий;
- сбор данных (факты, наблюдения, доказательства), их анализ и синтез;
- подготовка и написание сообщения;
- выступление с сообщением;
- построение выводов, заключений.
Поэтому навыки работы по реализации проектов, приобретённые в 7 классе, помогут учащимся ставить в старших классах более серьёзные проблемы и успешно решать их.
Вот как можно применить метод проектно-исследовательской деятельности в 7 классе на уроке физики. Изучение этого предмета начинается с тем «Что изучает физика», «Некоторые физические термины», «Наблюдения и опыты». На уроке, по-свящённом изучению этих тем, можно реализовать информационно-прикладной проект, в процессе подготовки которого помочь детям усвоить понятия «физическое явление», «вещество», «тело», «наблюдения», «опыты», некоторые физические термины.
Цель урока: познакомить детей с формулировками понятий, научить отличать физические явления от прочих, тело от вещества, опыт от наблюдения, начать составление физического справочника, показать огромную важность физики как науки для развития общества, его технического оснащения.
Фрагмент урока с элементами проектной деятельности строю таким образом. Класс делится на 3 группы, каждая из которых выполняет свою часть проекта. Первая группа работает над темой «Физические явления», вторая — над темой «Вtщество и тело», третья — «Наблюдения и опыты». Задания каждая группа получает на листах, на которых написаны формулировки понятий и примеры, которые надо распределить по их принадлежности к тому или иному понятию.
Работу проводим в течение 5-7 минут, после чего выборные или назначенные лидеры каждой группы обмениваются письменными вариантами исследований для оценивания результатов своих товарищей. В это время правильные ответы проецируются на экран проектором. Лидеры оценивают работу другой группы по указанным на экране нормативам: за 9-10 правильных ответов из десяти - оценка «5», за 7-8 правильных ответов – «4», за 5-6 правильных ответов – «3». Лидеры оценивают также активность и правильность ответов членов группы соответствующим количеством баллов. Фамилии, имена активных с баллами записываются в отчётный лист и сдаются учителю.
Результатом выполнения этого проекта будет составление справочника по физике в отдельной тетради, куда вносим изученные на уроке понятия.
В домашнюю работу включаю задание дополнить справочник своими примерами (3-5 примеров в каждый раздел).
Главный результат проекта в том, что дети теперь знают различия между физическими и другими явлениями, между телом и веществом, между наблюдением и опытом, что поможет им в дальнейшем при изучении физики.
Другой пример исследовательской деятельности на одном уроке: повторитель-но-обобщающий урок после изучения главы «Взаимодействие тел». На этом уроке предполагается обучение учащихся решению задач по данной теме, и часть времени отвожу на получение графической зависимости силы упругости от величины деформации с нахождением коэффициента упругости k и исследованием вида графика в зависимости от величины этого коэффициента.
Этот проект рассчитан на более высокий уровень подготовки, так как дол-жен опираться на знания курса математики в части построения графиков прямо и обратно пропорциональной зависимости.
Предлагаю обучающимся самим определить основную гипотезу, наметить план действий, определить приборы и материалы для исследования, что необходимо для построения графика. На демонстрационном столе - набор грузов, динамометр, полоска резины, линейка, брусок с крючком.
Проводим эксперимент. Полученные результаты отмечаем на осях силы упру-гости и удлинения (в масштабе), строим график, делаем выводы.
Находим отношение для пружины и полоски резины, т.е. коэффициент упругости k.
Предлагаю обобщить результаты исследований и записать формулу закона Гука для 2-х случаев - Fупр = 40∙(l-l0), Fупр = 200∙(l-l0).
Второй вывод: чем больше коэффициент упругости k, тем круче график.
При наличии времени можно найти ответ на вопрос: как по графику найти k ?
Подобный проект можно реализовать при изучении темы «Сила трения», где можно найти зависимость силы трения от силы давления на тело.
Проекты, которые готовят учащиеся 8-9 классов, требуют гораздо большего времени на подготовку, не менее 2-3-х недель. Их логическим завершением, результатом являются рефераты и доклады на школьной конференции, конференциях районного и областного уровня.
К проектно-исследовательской деятельности относится, и экспериментальная работа учащихся. Экспериментальные работы на уроке являются не самоцелью, а средством обучения. В этих работах слиты две важнейшие функции эксперимента: он выступает как средство эксперимента и как средство практического освоения достижений науки и техники. В качестве примера можно рассмотреть фрагмент урока в 9 классе по теме «Равномерное движение», «Свободное падение».
Объект исследования на этом уроке - человек. Изучать себя очень интересно, а интерес является одним из важнейших стимулов к учению, познанию нового.
Гипотеза: Если создать условия для активизации познавательного интереса и целенаправленного и регулярного его развития, то это позволит достичь более высокого уровня познавательного интереса, следовательно, качественно возрастут результаты обучения.
Выделяю 6 этапов работы на уроке:
Этап 1. «При изучении наук примеры полезнее правил» И. Ньютон (Выступление ученика с докладом по теме: «СКОРОСТЬ, УСКОРЕНИЯ, ПЕРЕГРУЗКИ и ЧЕЛОВЕК») (с использованием презентации)
Этап 2. Очень важно знать время реакции организма на внешние раздражите-ли. Поэтому вам сейчас предстоит рассчитать время собственной реакции.
Практическая работа №1 «Определение времени собственной реакции»
Этап 3. Воздействие перегрузки на живой организм вызывает чрезвычайно разно-образные механические изменения и степень физического напряжения органов и тканей.
Практическая работа №2 «Определение скорости теннисного шарика сразу после удара»
Этап 4. В случае превышения прочности отдельных тканей, органов, опорных структур неизбежно возникает их повреждение. Степень повреждения зависит от физических характеристик перегрузки.
Практическая работа №3 «Определение высоты прыжка без разбега»
Этап 5. При прикосновении пальца к нагретому телу нервный сигнал проходит путь от пальца до мозга и обратно. Скорость передачи импульса по самим нейронам равна скорости распространения электрического тока, т.е. практически мгновенно.
Практическая работа №4 «Определение скорости нервного импульса»
Этап 6. В современных условиях жизни максимально быстро приходится делать практически все, иначе за временем просто не успеть. Поэтому такое понятие, как «скорость», известно всем. Остается только выяснить, с какой скоростью работает ваша мысль. Тест из 5 вопросов (среда Power Point)

Результат проектно-исследовательской деятельности:
1. Повышение качества знаний учащихся.
2. Раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.
3. Повышение уровня образованности учащихся.
4. Раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Появление компьютерной техники, интерактивной доски, значительно обогатило арсенал средств, позволяющих сделать преподавание физики более наглядным, следовательно, и более интересным. Однако нельзя отрицать тот факт, что такие науки, как физика, химия не могут быть хорошо изучены без эксперимента. Поэтому значительную часть времени урока (там, где это возможно) стараюсь отдать опытам. Причём таким, в которых участвует каждый ученик независимо от уровня своей подготовки. Это, в первую очередь, фронтальный эксперимент, где планирую исследовательскую работу в парах и в группах. Во-вторых, это домашние творческие задания экспериментального характера, такие, как выращивание кристаллов поваренной соли или сахара из их насыщенных растворов, определение скорости приземления кошки при её прыжке со стола на пол, расчёт собственной средней скорости бега на короткие и длинные дистанции, а также на лыжах, коньках (по материалам школьных олимпийских игр), изготовление электромагнита и исследование зависимости силы его притяжения от количества витков проволоки, величины силы тока, определение давления на землю человека в разной по форме обуви (ботинки, тапочки, туфли на каблуке, валенки), определение зависимости давления внутри жидкости от высоты её столба и т.д.
Учащиеся всегда с интересом выполняют эти задания и рады поделиться со всеми своими наблюдениями и результатами.
Несмотря на огромный дефицит времени на изучение физики, в конце учебного года (в апреле-мае) провожу физический практикум в старших классах с работами исследовательского характера (2-3 работы) в группах по 3-4 человека, среди которых обязательно есть лидер, остальные стараются тянуться за сильными. То, что слабые по знаниям ребята работают вместе с лидерами, даёт надежду на лучшее усвоение учебного материала.
Конечно, новое время диктует новые подходы. Меняется в лучшую сторону материальная база школ, широко внедряются во все области нашей жизни информационно-коммуникативные технологии. Но внедряя всё новое, надо не отметать, а использовать проверенные годами и даже десятилетиями старые методы, модернизируя их, наполняя их современным звучанием.
Категория: Учебные проекты | Добавил: Zhigalova_n_a (12.01.2014) | Автор: Жигалова Наталья Александровна E
Просмотров: 1646 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]