Четверг, 18.04.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Проектная деятельность как средство ознакомления детей раннего возраста с народной игрушкой
Проектная деятельность как средство
ознакомления детей раннего возраста с народной игрушкой

Краснова Надежда Анатольевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида «Солнышко»
г. Долинск, Сахалинской области

Ведущей деятельностью ребенка раннего возраста является игра. Неотъемлемой частью игры становится игрушка, которая является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса, выступая для ребенка предметом забавы, развлечения, радости и в то же время она – важнейшее средство его всестороннего развития. В этой связи немаловажную роль в воспитании и развитии детей раннего возраста мы отводим народной игрушке. Которая интересна малышам, соответствует их жизненному опыту, несет в себе значительные возможности для познавательного и речевого развития.
Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий воспитательной и развивающей направленности, значительно расширяют возможности образовательной деятельности. Современная наука признает необходимость построения взаимодействия семьи и детского сада как сотрудничества равноправных партнеров в вопросах воспитания и развития ребенка, от которого выигрывают все субъекты педагогического процесса, прежде всего – дети. Следовательно, актуальными становятся формы работы, предусматривающие организацию взаимодействия педагогов образовательного учреждения с родителями, в целях активизации роли семьи в процессе ознакомления детей с народной игрушкой.
Основу этой работы для нас составил долговременный проект «Родители – проводники народной культуры». Суть проекта заключалась в установлении партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, в целях объединения усилий для развития и воспитания малышей. Проект направлен на развитие познавательных интересов как способа повышения речевой активности детей, развитие игровой деятельности, как условия проявления собственной инициативы ребенка, приобщение к изобразительному искусству, как основы развития продуктивной деятельности. В основу проекта, положен сказочный образ и народная игрушка.
Цель проекта: создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной игрушки, через семейное воспитание.
Задачи проекта:
1. Привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу посредством знакомства с русскими народными игрушками и историей их создания.
2. Создать условия для самостоятельного отражения родителями полученных знаний через общение с детьми.
3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре и народному творчеству.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Реализация проекта осуществлялась в первой младшей группе и была наполнена интересными и полезными для детей делами: играми, сказками, рисованием, лепкой, посещением этнографического музея детского сада и другими.
Нами были разработаны перспективный план, по вовлечению родителей в духовно-нравственное воспитание по приобщению детей младшего возраста к истокам русской народной культуры.
Основной формой работы стали: детско-родительский клуб «Матрешка», совместные праздники, семинары-практикумы, мастер-классы, выставки, конкурсы.
На доступном родителям уровне знакомили с русскими народными игрушками, традициями, бытом, обычаями русского народа. Тематика мероприятий для родителей была следующей: «Значение народной игрушки в развитии ребенка», «Развиваемся, играя», «С детьми играем – речь развиваем», «Что за прелесть эти сказки!», «В гостях у Матрешки», «Ребенок-игрушка-взрослый», «Зачем нужна ребенку игрушка?», «Возможности семьи в речевом развитии детей».
Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей, способствовало единению всех субъектов данной деятельности. В нашем проекте именно родители, стали активными помощниками в создании развивающей среды группы, направленной на приобщение детей к русской народной игрушке.
Так, в рамках проектной деятельности был создан настольный театр по мотивам русских народных сказок, который является наиболее удачным вариантом интеграции разных видов детского творчества. Специфика включения настольного театра в детскую деятельность заключается в том, что он более всего приближен к детской игре, сюжет которой разворачивается в трехмерном пространстве.
Интересной формой работы было создание самодельного диафильма, в виде объединения детских рисунков в единый сюжет, опять-таки, созданный по мотивам народных сказок.
Главным результатов совместной деятельности стало создание мини-музея русской народной игрушки в групповом помещении. При создании мини-музея очень тщательно подошли к отбору экспонатов и самого пространства. Расположили его в доступном для детей месте, чтобы они могли в любое время взять понравившийся экспонат, рассмотреть его, поиграть с ним. Игрушки подбирали в соответствии с их безопасностью и экологичностью, с учетом возрастных и психофизических возможностей воспитанников. Экспозиция нашего мини-музея не только разнообразная и интересная, но и постоянно обновляющаяся и динамичная.
А началось создание нашего мини-музея с матрешки, той самой красавицы, которая покорила сердца любителей народной игрушки во всем мире. Матрешка не просто игрушка, она хранительница русской культуры. Мастера изготавливают матрёшек по русским народным сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка ряба» и другим. Соединение сказочного образа и народной игрушки позволяет формировать у детей интерес и любознательность, удовольствие и желание играть в сказку, а это в свою очередь способствует развитию речи, формирует эмоциональную отзывчивость к предметам старины. Яркие красивые игрушки вызывают у ребят желание играть с ними, они подолгу их рассматривают, все это способствует лучшему запоминанию и формирует эмоционально-ценностное отношение к предмету.
Вся работа с детьми проводилась в согласовании с родителями и непосредственном их участии, поскольку только совместная деятельность способствует успешному воспитанию детей. Считаем проведенную работу целесообразной и полезной, так как наши воспитанники узнали много интересного о народной игрушке, научились играть с ними, рассказывать друг другу сказки по мотивам народных сказок.
Мы убеждены, что жизнь ребенка в детском саду можно сделать более осмысленной и интересной, а образовательный процесс эффективным, если формы организации познавательно-речевой деятельности приблизить к специфическим видам детской деятельности. Таким видом деятельности в нашей работе стала игра и игрушка, как неотъемлемая её часть, создавшая условия для возникновения игрового взаимодействия с малышом, а нам, взрослым возможность решать задачи развития ребенка.
Результаты проектной деятельности выразились в следующем:
• у детей сформировались устойчивые навыки коммуникативного взаимодействия, значительно повысилась речевая активность воспитанников, возросло умение детей к проявлению собственной инициативы;
• родители, участвовавшие в проекте, узнали новые способы взаимодействия с ребенком;
• повышение уровня родительской компетентности по вопросам использования предметов декоративно-прикладного искусства в воспитании и развитии детей раннего возраста.

Список использованной литературы:
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2. Гржегоржевская К., Конижна-Бличард Я. Внедрение проектного подхода с детьми от полутора до трех лет//Современное дошкольное образование. Теория и практика №5 (31)/2012.Стр. 86-94.
3. О.Л. Князева, М.Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие.- СПб.: Детство-Пресс, 2004.
4. А.А. Вахрушев, Е.Е. Кочемасова, Ю.А. Акимов, И.К. Белова. Здравствуй, мир! Методические рекомендации для воспитателей и учителей. "«Баласс», 2006.
Категория: Учебные проекты | Добавил: logoped1968 (12.06.2013) | Автор: katrin E
Просмотров: 4757 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz