Пятница, 29.03.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Проектная деятельность, как средство экологического воспитании дошкольников
Проектная деятельность, как средство экологического воспитании дошкольников

Артеменко Светлана Анатольевна,
воспитатель МБДОУ «Детский сад
комбинированного вида «Солнышко»
г. Долинск, Сахалинской области

Среди множества островов нашей планеты есть один, неповторимый по своей красоте и природе, омываемый Охотским и Японским морями – это наш остров Сахалин. Но не секрет, что все чаще наблюдается пренебрежительное отношение к сохранности природы родного края, безответственное отношение взрослых к окружающей среде, эмоциональное безразличие со стороны детей к красоте и неповторимости флоры и фауны родного края.
Чтобы сохранить природное богатство родной земли, нужны образованные люди. Будущее родного края, своей Родины зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентности, активной позиции в решении насущных задач. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве. Поскольку в этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, осуществляется познание основных объектов и законов природы, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Возможности воспитания экологической культуры и патриотизма у подрастающего поколения заложены в эколого-краеведческой деятельности. И наиболее эффективным средством этого направления по нашему мнению, являются экологические проекты, нацеленные на получение информации на основе наблюдений, исследовательской и практической деятельности детей в природе, способствующие нравственному формированию личности дошкольника.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Поэтому для успешной реализации проекта необходимо научить воспитанников самостоятельно мыслить и рассуждать, решать проблемы и привлекать для этой цели знания из разных областей, умения устанавливать причинно-следственные связи и откликаться на все окружающее, новое в жизни. Именно эколого-краеведческие проекты дают дошкольнику возможность получить убедительные, яркие, наглядные ответы, формируют нравственные представления и собственное отношение ребенка к тому или иному явлению действительности.
Ориентируясь на богатый, образовательный и воспитательный потенциал, заложенный в ближайшем природном окружении, был разработан проект «В союзе с природой родного края». Нам повезло, мы живем в 30 минутах езды от Охотского моря, рядом расположен лесопарк, за которым начинается девственная природа широких долин, уходящих в низкогорья и сопки. Множество рек пересекают низкогорье, покрытое лиственничной тайгой. Поэтому, используя возможности регионального компонента, реализовали совместный эколого-краеведческий проект, направленный на приобщение воспитанников к природе родного края в рамках формирования их общей экологической культуры.

Цель проекта: создать условия для формирования экологической культуры воспитанников и осознанно правильного отношения к природе родного края, через различные виды деятельности: познавательную, ценностно-ориентированную, творческую, коммуникативную.

Для достижения цели поставили задачи.
1. Разработать и реализовать экологически ориентированные формы работы регионального содержания с воспитанниками.
2. Развить коммуникативно-речевые умения, творческие и интеллектуальные способности детей дошкольного возраста в процессе формирования представлений о животном мире Охотского моря.
3. Воспитать любовь, интерес и бережное отношение к природе родного края в процессе формирования экологических знаний.

Проект был реализован с учетом следующих принципов.
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, её ритмами и циклами.
Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, осознании многостороннего значения природы, воспитание бережного и рационального отношения к ней, о влиянии человеческой деятельности на окружающий мир.
Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи детских видов деятельности.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия.
Принцип краеведения предполагает введение детей в многообразный окружающий мир и знакомство с уникальной природой родного края.
Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном дошкольнику уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование навыков бережного, созидательного отношения к природе, осознанно-правильного отношения к растительному и животному миру родного края.
Для реализации проекта был разработан план мероприятий, в который включены разнообразные формы и методы эколого-краеведческой деятельности.

Мероприятия эколого-краеведческого проекта
«В союзе с природой родного края»
1.Оформление информационного объявления о собрании
2.Организационное мероприятие в форме Устного журнала «Ребенок и природа»:
- Беседа «В природе нет ничего лишнего».
- Компьютерная презентация
- Видеозапись «Говорят дети»
- Буклет «В союзе с природой» сентябрь Педагог-эколог со СЮН
3.Совместное мероприятие – однодневный поход к Охотскому морю.
Цель: Формирование у детей и родителей чувства сопричастности к животному миру Охотского моря; гуманного отношения к окружающей среде; стремление проявить заботу о сохранение природы.
-Беседа: «Море, которое хочу я видеть»
-Экскурсия по сбору экологической хроники побережья
- Экологический рейд в форме трудового десанта «Чистый берег»
4.Создание альбома детских рисунков «Жалобная книга природы»
5.Фотовыставка «Экологическая хроника».
Оформлены фотоматериалы по результатам однодневного похода в п. Стародубское (к морю).
6.Подпроект «Экологическая азбука»
7.Выпуск экологической газеты «Капелька»
8. Экологический праздник «Земля – наш дом родной» .
9.Круглый стол «Мы, за воспитанное поколение»

Результат: Считаем, что наш выбор проектной деятельности – как основного средства формирования экологической культуры дошкольников, под которой понимаем тесную взаимосвязь экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности, обоснован. Следует отметить, что основным фактором, обеспечившим эффективность реализации нашего проекта, стали следующие параметры.
 Включение регионального компонента, способствующего развитию познавательного интереса детей к природе родного края, воспитанию любви и бережного отношения к окружающему природному и растительному миру Сахалина.
 Привлечение родителей, в рамках совместной деятельности, способствующей развитию личности ребенка в целом, воспитания его экологического поведения в природе, правильного отношения к ней на основе собственного примера.
 Комплексность воздействия, ориентированного на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного мероприятия.
Таким образом, в результате насыщенной и интересной работы у воспитанников сформированы начала экологической культуры, которые выразились:
 в усвоении норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;
 в наличии потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на их практическое применение;
 потребности в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживание им, проявление доброты, чуткости, бережное отношение ко всему окружающему;
 в проявлении эстетических чувств, потребности самовыражения в творческой деятельности;
 в проявлении инициативы в решении экологических проблем ближайшего окружения.

Список использованной литературы
1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2011. (Библиотека воспитателя).
2. Иванова А.А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду/ А.А. Иванова.- М.: ТЦ Сфера, 2004.
3. Маневцева Л.М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников/ Л.М. Маневцева, П.Г. Саморукова.- СПб.: Детство-пресс, 2003.
5. Половникова Л.П., Стародумова Л.А., Казюк Н.В. Познавательный проект «Моя малая Родина»// Практический журнал «Воспитатель ДОУ» №7, 2008 (13). Стр. 124-130.
6. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2009г.
7. Жданова С.А., Зайцева Н.А. Экологическая тропа// Практический журнал «Воспитатель ДОУ» №4, 2008 (10). Стр. 31-35.
Категория: Учебные проекты | Добавил: svetik (14.06.2013) | Автор: svetik E
Просмотров: 5276 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz