Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » I Конференция по проектной деятельности » Учебные проекты

Яндекс.Метрика

проект как одна из форм итоговой аттестации обучающихся (на примере иностранного языка и истории)
Проект как одна из форм итоговой аттестации обучающихся (на примере иностранного языка и истории)

Коротаева Н.С.
Утробина Е.В.
МБОУ «Лицей №14»
город Ижевск
Удмуртская Республика

Значительные изменения в обществе не могли не затронуть и изменения в образовании. Изменения технологий в информационной, коммуникационной и других сферах требуют и изменения технологических аспектов образования.
Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся, в основе которых лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно добывать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, умение видеть, формулировать и решить проблему.
Важной особенностью иностранного языка и истории как учебных предметов является их интегративность. Иностранный язык изучается как средство общения, поэтому источником тем для обучения являются проблемы и ситуации, которые могут быть почерпнуты из всех без исключения предметов школьной программы. Различные темы, взятые, например, из химии, физики, биологии, из любых областей науки, могут быть представлены обучающимися в виде проекта на иностранном языке.
История же по своей сути также является интегративным предметом. История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействий с природой. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания в современной школе.
Но необходимо также отметить, что метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.
В МБОУ «Лицей №14» города Ижевска накоплен богатый опыт по систематической проектной деятельности учащихся, который разработан и активно внедряется Заслуженным учителем России Болдыревой Г.Ф. В основе метода проекта лежит развитие познавательных навыков у школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов развивает критическое и творческое мышление, умение увидеть, сформулировать и решить проблему не только в рамках одного предмета, но и позволяет на практике использовать межпредметные связи.
За годы работы в лицее сложилась следующая система. Освоение проектной деятельности в 5-7 классах начинается с базовых теоретических знаний, которые дают общее понимание о проекте, его структуре, организации работы, затем учащиеся переходят к практическим занятиям в рамках одного предмета. Например, по истории первый крупный проект предлагается ученикам в шестом классе после завершения изучения курса по истории средних веков. Предлагаемое название проекта - «Люди в эпоху средневековья». Основной проблемный вопрос - кому легко жилось в средние века? Исходя из этой проблемы, определяются основные учебные задачи проекта: детальное изучение повседневной жизни людей средневековья, определение прав и обязанностей основных сословий, сравнение их образа жизни с современными, знакомство с традициями, которые сохраняются и сейчас, но в измененном виде, повторение и систематизация уже изученного материала. На уроках иностранного языка осуществляются проекты «Школа моей мечты», «Моя семья», «Знаменитые люди моей страны, моей республики, моего города». Такие проекты позволяют значительно расширить лексический запас учащихся, дают им опыт публичного выступления, а также позволяют осваивать ИКТ (защита проходит в форме презентаций PowerPoint).
В 8 классах итоговая аттестация проходит в форме интегрированного проектного экзамена, направленного на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, имеющего практическое значение с применением интеграции предметов школьного цикла. Объединяются в группы учителя, работающие в параллели 8-х классов. Начинается сложный процесс поиска темы способной объединить различные школьные предметы, интересной и полезной для учителя и учащихся. После предварительной подготовки, проходит, подготовленная учителями, презентация предполагаемых проектов. Учащиеся по желанию распределяются в группы, выбирая предметы и темы, над которыми им хотелось бы работать. Не всегда предложенная учителями тема остается неизменной, порой в процессе творческой работы, может быть изменена и тема и цель проекта.
Мы выделяем 4 этапа работы над проектом:
• погружение в проект (вводные лекции учителей, классные часы по теме)
• организация деятельности (деление на группы, распределение обязанностей внутри группы, постановка целей и задач проекта)
• осуществление деятельности (сбор и анализ информации, оформление результатов)
• презентация результатов
При работе над проектом очень важна роль учителя: заинтересовать, направить, помочь в преодолении трудностей, поддержать и, особенно важно, предоставить учащимся творческую свободу. Так как проект интегрированный, возникает дополнительная сложность – все учителя, курирующие проект, должны работать как одна команда. Только при выполнении этого условия группа сможет достичь поставленной цели, а ученики и учителя получить удовлетворение от сложной, но интересной и творческой деятельности.
Учащиеся 8-х классов, работавшие над проектом «Экскурсия по Ижевску с Дерябиным», ставили цель: создать фильм-видеоэкскурсию по достопримечательностям Ижевска на английском, французском и немецком языках. В рамках данного проекта осуществлялась интеграция таких школьных предметов, как английский, французский, немецкий языки, история и краеведение.
Реализация проекта началась с работы с различными источниками информации: справочниками, литературой по истории города Ижевска, Интернет- ресурсами. Каждый из учащихся работал самостоятельно над своей частью, готовил текст для фильма об интересующем его историческом объекте (Арсенал, Александро-Невский Собор, Заводская башня проходной концерна «Калашников»), затем переводил его на иностранный язык. На завершающем этапе работы прошли съемки, озвучивание и монтаж фильма.
Учащиеся, работавшие над проектом, отмечали: «Мне было очень сложно и интересно работать над проектом», «Я научилась работать в команде», «Я чувствую гордость и удовлетворение от того, что мы вместе смогли сделать».
Таким образом, результатом такого интегративного подхода в изучении иностранного языка и истории является то, что школа активно формирует личность нового поколения:
- осознающую и принимающую ценности многонационального российского народа;
- умеющую учиться, осознающую важность образования и самообразования для жизни и деятельности;
- уважающую других людей, умеющую вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

Литература.
1.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка./ ИЯШ №2-3,2000.
2. Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учеб. Пособие. М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.
3. Савченко Г.А. Развитие коммуникативных навыков на уроках английского языка. М.: Панорама, 2006
Интернет -ресурсы.
1. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2658
2.http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/proektnaya-deyatelnost-na-urokakh-istorii-i-obshchestvoznaniya-kak-dopolnite
3.http://nsportal.ru/ap/shkola/istoriya/library/proektnaya-deyatelnost-uchitelya-kak-uslovie-razvitiya-obrazovatelnykh-ko
Категория: Учебные проекты | Добавил: kns34376 (10.10.2013) | Автор: коротаева наталья станиславовна E
Просмотров: 938 | Теги: ПРОЕКТ, экзамен, Интеграция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]