Четверг, 25.04.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Организация проектной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дистанционного образования.
Организация проектной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дистанционного образования.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы Т.С. Анисимовой.

С 2010 года на базе Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нижегородская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида» в рамках реализации направления HYPERLINK "http://www.ed.gov.ru/td/srfcp/pnpo/rdodi" «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» Приоритетного национального проекта «Образование» создан Нижегородский ресурсный центр дистанционного образования детей (РЦДО).
В реализуемых дистанционных образовательных технологиях обучения детей-инвалидов особое значение имеет проектная деятельность. Эта работа нацелена, прежде всего, на приобретение учащимися навыков самостоятельной деятельности, творческого мышления, выполнение научно-исследовательской работы, публичной презентации результатов своего труда. Поэтому считаю своей важной задачей организацию проектной деятельности учащихся как по преподаваемым предметам (русский язык и литература), так и по надпредметным темам. Конечно, это требует от учителя и от учащихся глубоких знаний в предметной области, умения находить из различных источников, анализировать и систематизировать необходимую информацию, уверенных навыков работы с компьютером.
Несмотря на определяющую роль самостоятельной работы при дистанционном обучении, основными субъектами учебного процесса остаются Ученик и Учитель. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по корректировке, дополнению, позволяет работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи. Соучастие учащегося в познавательной и творческой деятельности наравне с учителем есть одно из условий качественного образования и в традиционной образовательной системе и при дистанционном обучении.
Проект(словарь) - замысел; план; разработанный план сооружения, механизма; предварительный текст какого-либо документа.
В практике своей работы использую следующие виды проектов:
Монопредметный проект – проект в рамках учебного предмета, вполне вписывается в классно-урочную систему.
Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам. Используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняемый на стыках областей знаний и выходящий за рамки школьных предметов. Используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.
Проекты получаются более интересными, разносторонними, разнообразными по форме исполнения, если они задумываются и реализуются в творческом сотрудничестве с единомышленниками, коллегам. Коллегиальная работа дает еще и возможность привлечь к работе над проектом большее количество участников, а следовательно повысить результативность проектной деятельности. Большую часть проектов мы придумываем и осуществляем с учителем русского языка и литературы РЦДО Л.П. Козловой. Ниже привожу примеры проектов разных видов, реализованных с учащимися РЦДО.

Монопредметные проекты (предметные мини-проекты)
Для проектов по русскому языку вместе с учащимися подбираем наиболее близкие нам по структуре и значимости проекты: творческие, исследовательские и информационные, которые в итоге сформируются в необходимый для нас «продукт»:
словарик «Мои «трудные» слова»;
сочинение «Мое открытие»;
памятка «Веселые правила;
информационный листок «А знаете ли вы?»;
каталог пословиц;
викторина в картинках;
словарик фразеологизмов.
Пример фрагмента работы над предметным мини-проектом
«Мои «трудные» слова».
Предмет: русский язык
Класс: 5-6
На уроках, традиционно проводится словарная «пятиминутка» - пишем словарные диктанты. Выясняем, что ребятам никак не удается запомнить правописание некоторых словарных слов. Создаём проблемно-мотивационную среду при помощи беседы. Как можно решить эту проблему? С помощью каких форм и видов работы? Что потребуется для решения этой проблемы? В результате решаем, что каждый из ребят проведет такую работу:
проанализирует, в каких словах он наиболее часто делает ошибки;
классифицирует эти слова по частям речи;
составит «Словарик «трудных» слов»;
будет постоянно использовать свой «Словарик» при подготовке к словарному диктанту.
Как правило, такие мини-проеты выполняю с учащимися, с которыми работаю как учитель-предметник. Консультации, контроль за ходом работы может осуществляться на уроке по предмету или за счет резервных уроков, которые обязательно предусматриваю для проектных работ при разработке индивидуально-тематического планирования в начале учебного года.
Межпредметный проект
Тема: « Что в имени тебе моем?»
Учебные предметы: русский язык, литература.
Участники: ученики 5-6 классов.
Продолжительность: 2 месяца.
Продукт: издание рукописного сборника, слайдовая презентация.
Цель: расширение познавательных интересов и развитие исследовательских умений через изучение мира имен, их истории, значения и своеобразия в русском языке.
Педагогические задачи проекта:
формирование умений работать с научно-популярной литературой;
формирование умений получать, отбирать в соответствии с целями информацию, использовать её для достижения цели и собственного развития;
развитие коммуникативных навыков через организацию форм совместной деятельности;
создание условий для творческой самореализации.

Тип проекта: индивидуальный, групповой.
Предполагаемые формы деятельности:
поиск информации;
написание работы;
презентация работ;
создание сборника;
выступление с докладами;
создание слайдовой презентации.

Ход работы над проектом
Исследовательская проблема, лежащая в основе проекта - возникновение имен в русской культуре, верования и обычаи древнего человека, связанные с именем, своеобразие древних русских имен, история имен некоторых учащихся. Информационный этап включал в себя знакомство с научно-популярной, художественной и справочной литературой, посвященной теме проекта. Был проведен опрос учащихся: что обозначает твое имя, из какого языка оно пришло, почему именно так назвали тебя родители, как появилась и что может обозначать твоя фамилия. В целом работа заняла восемь недель.
Презентация: Выступление - защита проекта с использованием слайдовой презентации на школьной научно-практической конференции. Конечный результат - создание рукописного сборника «Что в имени тебе моем?»
Над этим проектом предлагается поработать не только детям, с которыми я работаю как учитель-предметник, но всем учащимся РЦДО под руководством педагогов, тьютеров. Проект интересен для учащихся, так как каждому хочется узнать как можно больше о своем имени, о происхождении и смысловом содержании имен своих родителей, братьев, сестер, друзей. Работы выставляются в форуме на сайте РЦДО. Все желающие имеют возможность посмотреть исследовательские проекты ребят и оставить свой отзыв. Лучшие работы отбираются экспертами, если необходимо, корректируются, и входят в общий сборник «Что в имени тебе моем?»
Надпредметные проекты
Ниже привожу фрагменты материалов, приглашение учащихся, родителей, педагогов к участию в общешкольных проектах.
1. Проект «Мы вас помним...» Празднику Дню Победы посвящается...
Уважаемые друзья!
Приглашаем вас принять участие в проекте «Мы вас помним...»,
посвящённом Дню Победы!
Обращаемся к учащимся РЦДО, родителям: просим вас рассказать о своих родных, о тех, кто воевал, трудился и просто жил в те великие годы.
Будем рады, если сотрудники РЦДО станут участниками этого проекта!

Тема: «Мы вас помним...» Празднику Дню Победы посвящается...
Цель проекта: участвуя в проекте «Мы Вас помним...», учащиеся РЦДО вместе с родителями смогут рассказать нам о своих родственниках, героях войны, чьи имена не столь известны, о ком не написано книг, кому не воздвигли памятников. Но память об этих неизвестных солдатах бережно хранится в семейных архивах и альбомах, в сердцах их детей и внуков. Мы должны знать историю своей семьи!
Какие работы могут принять участие в проекте?
Принимаются материалы в виде презентаций, очерков, сочинений, видеороликов, посвященных жизни ваших родственников в годы Великой Отечественной Войны. Вы можете рассказать не только о тех, кто воевал на фронте, но и о тех, кто работал в тылу, в сельском хозяйстве, о тех, кто был в плену.
А может быть это будет рисунок на военную тему, или вы представите нам ваше семейное Древо или исполните стихи о войне, о Дне Победы, или споёте вместе с родными песни военных лет! Это могу быть просто фотографии с праздника, посвящённого Дню Победы!
Если вы не знаете историю членов вашей семьи в годы Великой Отечественной войны, сделайте презентацию о стихах, песнях, любимых книгах, посвященных солдатам Великой Отечественной, великим битвам!
Предлагаемые варианты тем ваших работ:
-"Война в судьбе моей семьи"
- "Вы дали нам шанс - просто жить!"
-"Дети войны"
-"Моя семья - частичка Победы"
- "Солдаты Победы"
"-Уважения достойны..."
-"Если б не было войны"
-Поклонимся великим тем годам
-"...Позабыть нельзя"
-"Этот день мы приближали, как могли"

Этот проект признан самым результативным проектом 2013 года по количеству участников (учащиеся, их родители и родственники, педагоги, сотрудники школы), по разнообразию форм и содержанию (презентации, очерки, рассказы, видеоролики, фоторепортажи…), по эмоциональной наполненности, большому воспитательному потенциалу. Множество отзывов было размещено в форуме на все 45 представленных в проекте работ. Первыми разместили на сайте работы о своих родителях-фронтовиках, а также фоторепортаж с празднования Праздника Победы центре Нижнего Новгорода авторы и разработчики проекта Т.С. Анисимова и Л.П. Козлова.
Их проекты сориентировали учащихся, продемонстрировали, какими могут быть работы по форме, по содержанию, по оформлению. Итоги проекта были подведены на общешкольной ученической конференции, где были продемонстрированы лучшие работы, отмеченные Почетными грамотами, Дипломами, Благодарностями. Участники конференции посмотрели фильм, созданный специалистами РЦДО по материалам представленных работ. Очень ценно в этом проекте то, что ребята вместе с родителями нашли и представили уникальные материалы о своих близких людях: фотографии, письма, документы военных лет. Активное участие в проекте приняли преподаватели и специалисты РЦДО, школы. Было решено, что проект целесообразно оставить действующим и на следующий год, чтобы в нем смогли принять участие другие учащиеся, педагоги.

2.Проект «Поздравь учителей!»
«Учитель, перед именем твоим
позволь смиренно преклонить колени...»
Н.Некрасов
Приглашаем учеников РЦДО, родителей, принять участие в проекте, посвященном всем учителям, которые учили и учат вас!
Приглашаем сотрудников РЦДО также принять участие в этом проекте и рассказать о своих учителях!
Цель проекта:
Участвуя в проекте «Поздравь учителей!», учащиеся РЦДО вместе с родителями смогут рассказать нам о тех, кто «сеет разумное, доброе, вечное», учит и воспитывает детей. В жизни каждого из нас был или есть Учитель, которого мы помним и любим, к которому в полной мере можно отнести слова: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени...»
Какие работы могут принять участие в проекте?
Принимаются материалы в виде презентаций, очерков, сочинений, видеороликов, посвященных Учителю.
А может быть это будет рисунок, или вы исполните стихи, споёте вместе с родными песни о школе и учителях! Это могут быть просто фотографии ваших учителей с комментариями или посвящениями!
Ждём ваши работы!.

В этом проекте было представлено 25 красочных работ разнообразных форм, выполненных учащимися РЦДО самостоятельно и при помощи родителей.
Получено множество отзывов на каждую работу от педагогов, сотрудников школы, наших учеников. По итогам проекта был смонтирован фильм «Посвящается учителям...», который был продемонстрирован на расширенном общешкольном фестивале «Шире круг», посвященном Дню Учителя.
Таким образом, все работы, выполняемые учащимися, не только ценны сами по себе, но и являются мощным стимулом для дальнейшей их исследовательской активности. При этом главная задача учителя - поддержка в ребенке новых открытий, впечатлений, любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину. Погрузившись в исследовательскую и проектную деятельность, учащийся обязательно когда-нибудь сделает свое собственное открытие. В этом смысл, ценность исследовательской и проектной деятельности, т.к. знания и умения, приобретенные учащимися в процессе такой деятельности, формируют у них готовность к принятию практических действий вне школы, в реальной жизни, нацеливают на успешную социальную адаптацию в современном обществе.

Татьяна Степановна Анисимова -
заместитель директора, учитель русского языка и литературы РЦДОд Государственного казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Нижегородская областная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида»

Литература:
Амбушева Т.М.и др. «Русский язык. Исследовательские работы. Волгоград, издательство «Учитель», 2009г.
Ашевская Л.А. «Развитие творческих способностей и личности учащихся», ж-л РЯШ №6, 2001г.
Бакулина Г.А. «Интеллектуально-речевое развитие школьников на уроках русского языка» ж-л РЯШ №1, 2002г.
Жинкин Н.И. «Язык - речь - творчество» Москва, 1998г.
Кашлева Н.В.и др. «Школьная проектная лаборатория», Волгоград, изд-во «Учитель», 2009г.
Козырева Н.Л. «Урок русского языка: результативно и интересно», ж-л РЯШ №1, 2003г.
Коротаева Е.В. «Технология встречных усилий на уроках русского языка», ж-л РЯШ №4, 2001г.
Палат Е.С. «Новые педагогические информационные технологии в системе образования», Москва, 2000г.
Синицын В.А. «Праздник творчества на уроках русского языка», ж-л РЯШ №6, 2000г.
Хан О.Н. «Технология встречных усилий как условие гуманизации образовательного процесса». Автореферат, Екатеринбург, 2000г.
«Технология организации проектной и исследовательской деятельности» автореферат, С-Петербург 2007г.
Категория: Учебные проекты | Добавил: tanisimova (01.02.2014) | Автор: Татьяна Степановна Анисимова E
Просмотров: 2128 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 tanisimova  
Уважаемые коллеги! Пожалуйста, дайте ответ, соблюдены ли мною правила и требования оформления и размещения материала? Могу ли я оформить заявку на Сертификат?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz