Пятница, 30.10.2020
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 403
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Формирование ключевых компетенций учащихся по ОБЖ. Патриотическое воспитание подрастающего поколения
Формирование ключевых компетенций учащихся по основам безопасности жизнедеятельности.
Патриотическое воспитание
подрастающего поколения.

Направленность курса ОБЖ:
на выполнение требований Федеральных Законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "О безопасности", "Об обороне", "О гражданской обороне", "О радиационной безопасности" , "О пожарной безопасности" , "О безопасности дорожного движения", "О воинской обязанности и военной службе" , на основании Постановлений Правительства РФ "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" , "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и других нормативных актов Российской Федерации.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), введенный в систему школьного образования с 1994 года, занимает все более прочные позиции, что свидетельствует об острой потребности общества решать проблемы выживания населения, качественного улучшения здоровья людей. Наряду с уменьшением рождаемости увеличивается гибель детей от поражающих факторов различного рода экстремальных ситуаций социального, техногенного и природного происхождения. От общего числа жертв чрезвычайных ситуаций (ЧС) на детей приходится около 10%
В своей педагогической деятельности, как учителя основ безопасности жизнедеятельности, ставлю перед собой следующие задачи:
• разработать компетентностно-ориентированные задания, цифровые образовательные ресурсы, направленные на формирование и развитие компетенции личностного самосовершенствования, информационной, учебно-познавательной, коммуникативной компетенций учащихся, «соразмерных» возрасту учащихся;
• использовать технологии, в т.ч. направленные на здоровьесбережение учащихся, для проведения уроков и внеурочных занятий по основам безопасности жизнедеятельности в компетентностной форме;
• формировать у допризывной и призывной молодежи навыки здорового образа жизни, содействовать активному участию молодых людей в спортивно-массовых мероприятиях и в военно-прикладных видах спорта.

Обучение безопасности жизнедеятельности человека направлено в первую очередь на готовность ученика самостоятельно решать жизненные проблемы, вызванные социальными, природными и антропогенными факторами. Он должен не только знать, как это делать, но применять навыки и умения в меняющихся жизненных ситуациях. Один из путей решения - внедрение информационно-коммуникационных и технологий, направленных на здоровьесбережение учащихся, в образовательный процесс как возможность повышения мотивации к практической деятельности учащихся.
При разработке компетентностно - ориентированного задания учитываю, что оно должно содержать:
• стимул, который погружает ученика в контекст задания и мотивирует на его выполнение;
• задачную формулировку, которая точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания;
• источник информации;
• инструмент проверки.
Наглядным примером заданий компетентностно – ориентированного направления является подборка ситуационных задач при проведении урока «Мой выбор»:



По предложенным ситуациям, учащиеся должны составить ответ своим же сверстникам. В этом главная ценность такого типа заданий.
Неотъемлемой частью образовательного процесса становится сохранение и укрепление здоровья школьников. Обучение предмету наиболее эффективно с применением цифровых образовательных ресурсов, так как позволяет развивать ключевые компетенции учащихся. В своей работе я активно использую материалы, размещённые на http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=37, а так же электронные ресурсы, отражённые в разделе 4.2 портфолио.
Главным направлением в обеспечении безопасности жизнедеятельности является формирование личности безопасного типа, иными словами, воспитание человека, который будет способствовать сохранению гармонии в системе «природа—человек—общество» и снижать риск возникновения опасностей, неизбежных в каждом обществе. Например, в 5 классе при изучении темы «Человек, среда его обитания, безопасность человека» я даю детям основные понятия безопасного поведения на улице и в жилище. При объяснении материала и решении ситуационных задач (как закрепление материала) основной акцент делаю на том, что — ваша безопасность зависит от вашей осторожности. В 6 классе при изучении темы «Безопасность человека в природных условиях» наряду с теоретическим освоением материала мы выполняем такие практические задания как — выбор правильного места для разведения костра, определяем местонахождение с помощью карты и компаса, находим съедобные растения и т.д. Учащимся предлагаю, использую различные источники информации, самостоятельно подобрать материал по данной тематике и презентовать его на уроках ОБЖ.
В основе решения широкого круга задач по сохранению жизни и здоровья и обеспечению безопасности личности и общества лежат вопросы духовного и морально-нравственного характера, что в глубинном восприятии находит выражение в личностном отношении к родной земле, природе, государству, его историческим истокам, традициям и культуре. В связи с этим одной из основополагающих задач предмета является воспитание патриотизма. Так, если обратиться к содержанию курса 10 класса, то при изучении темы «Боевые традиции ВС России» (8 часов) даются такие понятия как — патриотизм, воинский долг, войсковое товарищество, изучаются Дни воинской славы. По окончании изучения данной темы обучающиеся знают о требованиях воинской деятельности, предъявляемых к моральным и психологическим качествам гражданина, знают о дружбе и войсковом товариществе, а так же смогут использовать приобретенные знания для развития в себе качеств, необходимых для военной службы. Ощутить себя причастными к воинской службе, духу Российской армии, вдохнуть суть русского солдата, испытать реально гордость за свою страну, свой народ, ребятам становится возможным при участии в Вахте памяти.


В 11 классе тема «Основы военной службы» дает возможность подросткам (в первую очередь юношам, как будущим призывникам) узнать основы Российского законодательства об обороне государства, знать права и обязанности граждан по призыву на военную службу, о воинской деятельности, познакомиться с правилами приема в военные учебные заведения. Все приобретенные знания помогают подросткам осознанно самоопределяться, развивать качества необходимые для военной службы. Использовать знания при первоначальной постановке на воинский учет.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сейчас получила новое, качественно более высокое звучание. Это обусловлено сложной общественно-политической обстановкой в стране, обострением локальных конфликтов в Закавказье и ряде регионов ближнего и дальнего зарубежья. Всем становится ясно, что в условиях идеологического вакуума умами и сердцами молодых людей пытаются овладеть различного рода экстремистские и националистические организации; используя внешне привлекательную для детей и подростков атрибутику и громкую фразеологию, они активно работают в молодежной среде. Данное направление чётко отражено в курсе ОБЖ 11 класса при изучении темы «Международная (миротворческая) деятельность ВС РФ».
Одной из основных составляющих гражданско-патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание. В его основу должно быть заложено:
• формирование высоких морально-нравственных качеств, преданности, любви и готовности защитить свой народ и свое Отечество;
• пропаганда исторического прошлого России, героического наследия и боевых традиций Вооруженных Сил, трудового и ратного подвига народа по укреплению обороноспособности государства и его защиты.
В рамках курса ОБЖ в 10 классе я провожу подготовку к военным сборам, результат которых является обязательным элементом при выставлении итоговой годовой оценки. Так же в программе курса мной проводятся занятия по прикладной физкультуре. Одним из итогов изучения темы «Основы военной службы» в 11 классе является написание сочинения о родственниках, проходивших службу в ВС СССР и РФ.
Результат.
Таким образом, применяя компетентностно-ориентированные задания и цифровые образовательные ресурсы в курсе изучения основ безопасности жизнедеятельности я решаю одновременно несколько задач:
• формирую здоровый образ жизни учащихся;
• выявляю уровень развития предметных знаний и умений учащихся;
• оцениваю способность самостоятельно выбирать способы деятельности, необходимые для достижения поставленной цели в задании;
• формирую мотивацию к обучению через развитие учебно-познавательной компетенции;
• формирую моральную, физическую и психологическую готовность молодежи к защите Отечества, воспитание их как граждан и патриотов;
• развиваю качества личности, необходимые для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• формирую у учащихся умения предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь»,
а конкретно:
• действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
• соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
• оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
• пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
• вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
• действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!»;
• комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
• использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах, соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте, пользования бытовыми приборами и инструментами, проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта, обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Навыки безопасного поведения, само- и взаимопомощи в ЧС, как учитель основ безопасности жизнедеятельности, формирую у ребят так же в процессе внеклассной работы, являясь непосредственным организатором или активным участником мероприятий, проводимых в школе и городе:
1. ежегодные туристические слеты;
2. соревнования к Дню защитника Отечества;
3. военно-спортивная игра «Орленок»;
4. Вахта памяти;
5. Школа безопасности
6. соревнования ЮИД и ЮДП,
7. военно-полевые сборы юношей 10 класса,
8. подготовка лекторских групп из числа 11-классников для проведения теоретических и практических занятий со школьниками младшего и среднего звена.

Туристический слёт. На этапе «Стрельба»
День защитника Отечества.

«Орлёнок» — 2013 «Юный друг полиции» — 2012

Материалы работы лекторских групп старшеклассников Школа безопасности — 2013

ЗАВЕРШЕНИЕ
Решение обозначенных и описанных мною воспитательно-образовательных задач, обретение учащимися необходимых мировоззренческих взглядов и практических умений на которые направлена моя деятельность через применение компетентностно-ориентированных заданий, как учителя ОБЖ, позволит в дальнейшем, когда сегодняшние учащиеся вольются в активную производственную и общественную деятельность, решать важнейшие нравственные, социальные, экономические проблемы в обществе, где главной целью должны стать жизнь и здоровье человека.
Категория: Учебные проекты | Добавил: olga-3151020 (11.11.2013) | Автор: Клочкова Ольга Вячеславовна E
Просмотров: 3038 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2020
Используются технологии uCoz