Выступление: Дополнительное образование и дистанционные образовательные технологии
Одной из современных инновационных форм организации учебного процесса является использование дистанционных образовательных технологий, позволяющих посредством глобальной электронной сети Интернет организовать обучение студентов, учеников, находящихся территориально в любом уголке земного шара (естественно, при наличии подключения к Интернет). Среди предлагаемых программных продуктов, позволяющих решить задачи дистанционного обучения и проверки качества знаний всё большее распространение получает оболочка Moodle. Это универсальная программная среда, позволяющая организовать образовательный процесс в режиме off-line. С успехом реализует привычную уже структуру обучения в высшей школе: лекция, семинар, проверочная работа. При чём, привычное понятие «лекция» в оболочке Moodle значительно расширено. Помимо собственных конспектов педагог способен подключить к своему курсу любой доступный ресурс Интернет, в любом формате, поддерживаемом персональным компьютером ученика. Многообразны формы контроля и самоконтроля успешного освоения учебного материала – анкеты, опросы и, конечно же – тесты. Возможности оболочки Moodle оказалось эффективно можно применить и в дополнительном образовании. В частности сотрудники детско-юношеского центра «Красногвардеец» в Санкт-Петербурге Александр Дрозд и Аркадий Храпов разработали интернет-тренажёр «Школа разведчика», предназначенного для использования в учебном процессе кружков «Зарница», «Школа безопасности» и «Школа разведчика», а так же для подготовки школьных команд к соревнованиям по этому профилю.
В дальнейшем новаторы предполагают постепенно разместить на данной интернет-площадке все теоретические этапы районных соревнований по профилю «Зарница» - «Школа безопасности». Сначала для тренировки, а затем, возможно и в качестве этапов проходящих в их районе конкурсов и соревнований. К слабой стороне оболочки Moodle можно отнести очень слабую фонетику русификации. В связи с этим порой очень сложно догадаться, какая функция стоит за тем или иным термином. Знание которых необходимо при задавании параметров каждого используемого ресурса оболочки. И параметров этих нужно задавать порой до 20-30 позиций. С одной стороны такая большая степень дифференциации говорит о больших возможностях этой программной системы, но создаёт сложности в её освоении, тем более что нет доступных простым пользователям описаний и пока ещё очень мало специалистов по данной программной среде. Но – «дорогу осилит идущий». Освоив наиболее простые приёмы в Moodle А.Дрозд и А.Храпов показали, что и с минимумом освоенных функций эта программа очень полезный и эффективный инструмент для удалённого обучения.