Феномен патриотизма (наблюдения провинциала в столичном городе)
Когда я переехал из краевого центра в Санкт-Петербург – город столичный, при работе в системе образования бросились в глаза несколько неожиданных наблюдений. Почему-то здесь произошёл полный подмен понятий «военный, военно-спортивный» на «патриотический». Не сразу привык, что когда говорится о патриотическом воспитании, подразумевают военные сборы, уроки по основам военных знаний, военно-спортивные состязания, изучение автомата Калашникова, средств защиты, строевых приёмов и т.д. Получалось, если ты патриот – занимайся военным делом и иди в армию. Если не идёшь служить в армию – значит не патриот. Более чудовищного дезавуирования понятия патриот я в жизни не встречал! Ведь это устоявшееся правило в среде управления образованием! А если ещё учесть, что есть много коллег, не отягощённых излишним интеллектом, которые получив указание провести беседу о патриотизме ничего не придумываю лучше, чем долдонить ученикам: надо быть патриотом, надо быть патриотом… В итоге, настроенный пацифистски юноша, которому вбили в голову, что патриот – это военный. Говорит – я не хочу быть патриотом! Подразумевая – я не хочу служить в армии. И «пацифистов» среди молодёжи в Питере очень много, преобладающее большинство. В кругу отставных офицеров шучу: «Слишком видимо, много среди учителей женщин, ожидания которых в молодости обманули курсанты да молодые офицеры. Негативное отношение к армии въелось на всю жизнь, вот и передают школьникам». Не хочется напоминать слова Фридриха II: «Народ, который не хочет кормить свою армию, рано или поздно будет кормить чужую». Надеюсь, что времена изменились. Но порой становится просто страшно: глядя на беззубость власти, не выполняющих законы безнаказанных чиновников, особенно полицейских и их свирепость в отстаивании своих собственных личных интересов. Невольно возвращаешься к мысли – уж лучше б монархия оставалась – хоть какая-то властная инстанция, по определению заинтересованная в развитии, укреплении всей страны в целом. По предложению «Союза Героев» провёл анкетирование своих учеников – среди шести вопросов и такой: «Что такое патриотизм?» Ответили только процентов десять. Что ж, остаётся бодро смотреть в будущее, мысленно формируя его в позитивном ключе и уповать на старое, как мир: «Если не мы, то кто же?!»