Четверг, 25.04.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Социальная адаптация детей с задержкой психологического развития: проблемы, способы и пути интеграции в среду.
Проект «Социальная адаптация детей с ЗПР: проблемы, способы и пути интеграции в среду».
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству. В системе образования наметились тенденции к изменению традиционного авторитарного воспитания и обучения в направлении к гуманистическому, личностно-ориентированному. В этой связи можно видеть рост интереса со стороны педагогической общественности к психологической проблематике, к обсуждению проблемы интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную среду и создании новых технологий для работы с такими детьми.
Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную жизнь. В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависят от педагогов. Способность к общению не является врожденной, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми.
Общение – это стремление маленького человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке.
Как показывает практика, дошкольники с ЗПР из-за низкого уровня общего и речевого развития испытывают трудности в общении, поддержании диалога, в получении нужной информации, в разрешении конфликтных ситуаций. Детям сложно наладить отношения в детском коллективе, они не умеют вместе со сверстниками играть, трудиться, выполнять поручения и т.д. Вследствие этого они не редко оказываются в изоляции, из-за чего испытывают эмоционально-личностный дискомфорт. Способность к сотрудничеству недостаточна, действия индивидуальны. У дошкольников с проблемами в развитии наблюдаются нарушения поведения и трудности в контактировании как со взрослыми, так и со сверстниками. Проявление эмоций часто неадекватно: от повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, до заторможенности, застенчивости, робости и выраженного негативизма. Коррекция нарушений является необходимым условием реабилитации ребенка и максимально возможной адаптации его в окружающем мире. Отклонения в общем и речевом развитии приводят к «выпадению» (Л.С.Выготский) из социального и культурно обусловленного пространства, нарушают связь с социумом, культурой как источником развития.
Формирование полноценных доброжелательных отношений между дошкольниками с ЗПР основывается на адекватных представлениях о правилах взаимоотношений, сформированном умении находить адекватные способы выражения отношения к сверстникам, которые при определенных условиях перерастают в реально действующие мотивы и побуждают детей к социально ценностному поведению по отношению к сверстникам.
Дети должны не только усвоить значение запрещающих и разрешающих социальных норм, соблюдающихся и применяющихся в отношении близкого социального окружения, но и лично принимать их при помощи эмоционального переживания, понимать в более широком общечеловеческом значении. Например: «Драться с детьми, взрослыми знакомыми и незнакомыми, значит причинять боль, огорчение, слезы, обиду. Дружить с детьми и взрослыми, значить доставлять им радость». Важно создание оптимальных условий для коррекции отклонений в развитии речи и всестороннего гармоничного развития малышей, условий, которые помогли бы детям использовать все компенсаторные возможности и реализовать потенции, заложенные в них природой. Это достигается за счет модификации всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития детей данного контингента с включением выравнивания речевого и психического развития.
В связи с переходом на личностно ориентированную модель взаимодействия с ребенком, в настоящее время признается приоритет семейного воспитания над общественным. Необходимость совместной работы с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии ребенка, от которой выигрывают все стороны педагогического процесса, а дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего учатся, играют и имеют гораздо меньше конфликтов.
Для ребенка с проблемами в развитии очень важное значение имеет правильная организация предметно-пространственной развивающей среды, которая создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия дошкольника со сверстниками и взрослыми в наиболее важных для него сферах жизни. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.
Предлагаемый проект поможет сформировать у дошкольников с задержкой психического развития модель правильного поведения в детском коллективе, у взрослых – позволит расширить и систематизировать знания о методах и способах воспитания у дошкольников саморегуляции, речевой активности и социализации его в общество.
Цель проекта: определение эффективных путей оптимизации и социальной адаптации детей с задержкой психического развития, формирование навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, их подготовка к школьному обучению.
Актуальность темы. В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги стремятся к тому, чтобы ребенок, входящий в этот мир стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое «Я» среди других людей.
Особое место среди дошкольников занимают дети с задержкой психического развития. Как правило, включение таких детей в жизнь происходит болезненно. Ученые, психологи, педагоги отмечают, что у них значительно ослаблены «социальные возможности личности», низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия – отчуждением, избеганием или конфликтом. Ребенок с ЗПР с трудом выделяет сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительное время усваивает правила поведения, не проявляет инициативы. Поэтому проблема социальной адаптации детей с задержкой психического развития приобретает особую значимость.
Задачи проекта.
1. Формирование модели правильного поведения в детском коллективе.
2. Развитие познавательно – ориентировочной активности ребенка с ЗПР.
3. Воспитание саморегуляции, самозащиты и самокоррекции при помощи направленных занятий и игр.
4. Создание мотивации на изменение себя в лучшую сторону.
5. Обучение выражению эмоций и их распознанию, инициирование самопознания детей.
6. Единый согласованный подход педагогов и родителей в воспитании и интеграции дошкольников с ЗПР в среду.
Участники проекта. Дети группы компенсирующей направленности с ЗПР 4-6 лет, воспитатели, педагог – психолог, учитель – логопед, родители.
Основные направления реализации проекта. Психолого-педагогическое просвещение, оснащение предметно-развивающей среды, занятия, игры для детей, тренинги.
Всю работу по проекту разделили на этапы.
1 Подготовительный
1.1. Определение целей и задач проекта, распределение должностных обязанностей среди членов коллектива по обеспечению условий реализации проекта
1.2. Обеспечение условий для сочетания организованных и самостоятельных форм деятельности.
1.3. Беседы с детьми по формированию положительного и отрицательного эмоционального опыта, для эмоциональной разгрузки и саморегуляции.
1.4. Создание игрового оборудования для повышения психологической компетентности ребенка
2.Творческий этап.
2.1. Составление перспективного плана проекта, определение тематики работы.
2.2. Составление конспектов мероприятий, занятий.
2.3. Изготовление пособий.
2.4. Определение участников проекта.
2.5. Консультирование и взаимодействие с родителями, тренинги.

3.Обобщающий (заключительный) этап.
3.1.Обобщение материала.
3.2.Представление проекта.
При разработке проекта опирались на следующие принципы:
- целенаправленности. Все действия направлены на достижение поставленной цели.
- доступности. Учитываются возрастные, индивидуальные, речевые особенности детей.
- наглядность обучения. Учитывается методика показа, количество наглядности, последовательность, сочетание определенных видов наглядности.
- адаптивности. Использование методов воздействия в зависимости от возрастных, индивидуальных особенностей детей и уровня речевого развития.
- прочности. Закрепление достигнутых результатов на практике и в повседневной жизни.
Педагогами был составлен план реализации проекта по блокам в трех направлениях: работа с детьми, с педагогами и родителями, с учетом особенностей дошкольников.

План реализации проекта
Работа с детьми.
№п/п Коррекционно-развивающие блоки Цель
1 «Я обижаюсь», «Не подходи ко мне, я обиделся!» Учить умению реагировать на обиды, учить просить прощение и прощать. Способствовать формированию у детей модели правильного поведения в детском коллективе.
2 «Я радуюсь! «Я смеюсь! Я веселюсь!» Учить детей различать эмоции (радости), упражнять в регуляции своего эмоционального состояния. Познакомить дошкольников со способами выражения положительных эмоций и управления ими.
3 «Я боюсь!» Научить давать словесное обозначение своим внутренним переживаниям. Воспитывать уверенность в себе, умение управлять своими чувствами
4 «Я сержусь! Мой гнев!» Учить осознавать и принимать свои чувства, воспитывать у детей навык управления своими негативными чувствами, формировать способы самокоррекции своего эмоционального состояния.
5 «Я удивляюсь!» Расширить представления об эмоциональном мире человека.
6 «Я растерялся! Я справился!» Осознание детьми своих достижений и проживание позитивного эмоционального опыта
7 «Я люблю» Развивать у детей коммуникативные качества: сочувствие, сопереживание, учить находить позитивный способ установления контактов со сверстниками и взрослыми
8 «Добрая страница» Расширять знания детей о чувстве доброты, развивать умение адекватно выражать свое эмоциональное состояние и способность понимать эмоциональное состояние другого человека.
9. «Я сочиняю, я фантазирую» Познакомить детей с понятием «воображение». Развивать произвольное воображение детей.
10. «Я общаюсь» Стимулировать самостоятельное общение со сверстниками.

Работа с педагогами
№п/п Тематические блоки Цель
1 «Азбука общения» Создание в группе атмосферы доброжелательности. Помочь участникам осознать различные стороны общения
2 Невербальные средства общения Отработать навыки взаимодействия с помощью вербальных и невербальных средств общения, быстроты реакции, внимания.
3 Конфликты Выработать навыки конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
4 Стресс Развитие способности анализировать и управлять стрессовыми ситуациями
5 Говорим обо всем Развитие навыка проговаривания и оценивания действий
6 Метод активного слушания Анализировать речевую ситуацию, прогнозировать речевое поведение участников общения.
7 Учим детей общаться Развитие вербальных средств общения, оптимизация самооценки педагогов и развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и эмоционального состояния..
8
Давайте задумаемся: правильно ли мы говорим? Ориентироваться в способах диалогического общения с учетом норм речевого этикета
9 Творим добро Позитивно реагировать, используя средства невербального общения в речевой ситуации, для достижения положительного результата
10
Эмоции Корректировать собственное речевое поведение в зависимости от условий ситуации общения.
Работа с родителями
№ п/п Тематические блоки Цель
1 «Особенности речевого развития дошкольников» Формирование знаний о ходе речевого развития детей в онтогенезе.
2 «Особенности общего и речевого развития дошкольников группы компенсирующей направленности с ЗПР» Формирование знаний о возрастных психолого-педагогических особенностях дошкольников с ЗПР
3 «Поговори, со мною, мама!» Развитие навыка мотивации для речевого общения детей, создание доброжелательной атмосферы в семье.
4 «Научите меня говорить правильно!» Создание условий для общего и речевого развития
5 «Поможем друг другу!» Создание мотивации для участия в совместной с педагогами деятельности в коррекционной работе с детьми..
6 «Чем сегодня мы займемся?» Организация быта: распределение домашних обязанностей; совместное выполнение работ по дому; общие разговоры; совместное проведение досугов.
7 ««Наши невнимательные гиперактивные дети» Формирование знаний о проявлении нарушений в общем и речевом развитии у дошкольников
8 «Здравствуйте, мы вас ждали!» Создание семьи с открытостью для друзей, родственников, гостей
Заключительный этап. Работу в рамках проекта мы проводили регулярно, постоянно давая детям небольшие по объему задания. Старались привлечь к участию в проекте членов семьи ребенка. Это способствовало формированию и поддержанию семейных традиций, сотрудничеству детей и родителей. Работая по проекту, коллектив педагогов и родителей добился положительных результатов: у детей сформировалась правильная модель поведения в детском коллективе. Дошкольники более внимательно стали относиться друг к другу, научились договариваться, стали более уверенными, инициативными.
Наблюдения, осуществляемые в процессе работы по проекту, позволяют сделать вывод: дети научились самостоятельно находить конструктивные формы взаимодействия со сверстниками, повысился уровень самоконтроля эмоционального состояния в ходе общения, научились урегулировать проблемные ситуации, устанавливать контакт.
Осуществляемая комплексная работа способствовала повышению интереса, родительской компетенции в понимании потребностей и проблем ребенка с задержкой психического развития. Был достигнут высокий результат культуры общения педагогов, владение навыками как делового, так и неформального общения.
Проектная деятельность помогла сформировать у дошкольников с ЗПР модель правильного поведения в детском коллективе, умение адаптироваться в среду, активизировала познавательно – ориентировочную активность ребенка, а педагогу помогает развиваться как творческой личности.
Приложение
Тематический блок №7 «Я люблю»
Работа с детьми
Цель. Развивать у детей коммуникативные качества: сочувствие, сопереживание, учить находить позитивный способ установления контактов со сверстниками и взрослыми. Обучать речевым средствам общения, развивать произвольное поведение и повышать уровень самоконтроля эмоционального состояния в ходе общения.
Оборудование: мячи, цветные карандаши, листы бумаги
Ход деятельности.
1..Игра «Брось мяч и скажи, что ты любишь или кого ты любишь». Тот у кого мяч говорит «Я люблю….»
2. «Когда человек любит, что он делает?»
3. «Покажи, как выглядит твое лицо, когда ты с тем, кого ты любишь, когда у тебя есть то, что ты любишь?»
4. «Подумай и скажи, каким цветом можно нарисовать твою любовь? Нарисуй ее»
5. «Расскажи про людей или человека, которых ты очень любишь»
6. «Человек, которого ты любишь он какой? А кто похож на этого человека из детей нашей группы?»
7. Нарисуй все, что ты любишь, нарисуй всех, кого ты любишь. Пусть твоя страница будет самая красивая и самая большая.
8. А дома, спроси своих родителей, бабушку, дедушку, кого или что они любят. Попробуй нарисовать их любовь или подбери картинки и наклей в тетрадь
Тематический блок №7 « Учим детей общаться»
Работа с педагогами
Цель. Развитие вербальных средств общения. Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния. Оптимизация самооценки педагогов и развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. Активизация комплекса актерских способностей, достижение состояния раскованности и свободы.
План деятельности.
1. Приветствие.
2. Мини-лекция «Что такое общение».
3. Упражнение «Портрет ребенка с задержкой психического развития».
4. Мини-лекция «Как общаться с детьми».
5. Игровое упражнение «Инструкция».
6. Игра «Комплименты».
7. Мини-лекция «Как работать с родителями ребенка с задержкой психического развития».
8. Обратная связь.
Содержание деятельности.
1. Каждый педагог произносит фразу приветствия, обращенную ко всем участникам. «Добрый день», «Я рада вас всех видеть» и т.п.
2. Дается определение термина «Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» (Психологический словарь, М., 1996). Психолог раскрывает основные причины появления трудностей в общении у детей с задержкой психического развития. Особое внимание он уделяет обсуждению стилей воспитания таких детей в семье и их влиянию на возникновение нарушений в формировании навыков общения.
3. Участникам для обсуждения предлагается несколько вариантов типичных нарушений в сфере общения. Например: ребенок не решается подойти к детям; ребенок дерется, обижает детей; ребенок имеет отрешенный взгляд, безразличен к окружающим.
Итогом этого обсуждения становится составление обобщенного портрета ребенка, испытывающего трудности в коммуникативной сфере. (Диагностика форм общения по М.И.Лисиной, Исследование внутрисемейных отношений «Рисунок семьи»)
4. Как общаться с детьми? Общение – это искусство и этому искусству надо учиться. Можно выделить несколько основных принципов общения с детьми:
*Общение должно быть основано на уважении друг к другу и умении общаться; наставлениям должно предшествовать понимание.
*Когда ребенок спрашивает или рассказывает о каком-нибудь событии, иногда правильнее сделать акцент не на само событие, а на связанное с ним чувство.
*Когда ребенок дает оценку себе, своим чувствам, не стоит соглашаться или не соглашаться с его словами, возможно дополнить высказывание замечаниями, которые покажут, что мы все понимаем.
*Ребенка необходимо научить узнавать свои чувства. Взрослые должны стать «зеркалом» его эмоций. Например: «Кажется, ты здорово сердишься…»
*Критикуем и хвалим так, чтобы ребенок сам сделал соответствующие выводы о себе и своих способностях. Похвала должна быть направлена на дела и поступки, а не на его личность. Критика должна быть созидательной, указывать на то, как и что нужно сделать, полностью опуская отрицательные оценки личности ребенка.
*Нельзя угрожать ребенку: угрозы ведут к непослушанию и воспринимаются как приглашение повторить запретное действие.
5. Из группы педагогов выбирается ведущий, ему дается лист бумаги с заранее
нарисованными фигурами. Задача ведущего - дать четкие указания группе для
воспроизведения данного изображения. Затем проходя по кругу, он сверяет
изображения с эталоном. После выполнения участники обсуждают: насколько
точно ими выполнена инструкция водящего. Достаточно ли ясной была инструкция. Выявляются причины неточного выполнения заданий, если таковые есть и совместно формулируется точная и лаконичная инструкция.
6 Детям с проблемами в развитии зачастую не хватает комплиментов, добрых, ласковых, подбадривающих слов. От умения взрослого находить нужные слова зависит эмоциональное самочувствие ребенка. Участники располагаются по кругу и мысленно определяют положительные качества соседей. Игра начинается со слов «Мне нравится в тебе…», каждый говорит комплименты своему соседу. После окончания игры участники делятся своими ощущениями, понравилось ли им принимать и говорить комплименты.
7 Родители детей с проблемами в развитии зачастую сами имеют недостаточно развитые коммуникативные навыки. В этой ситуации необходимо использовать наглядную информацию и проводить совместные мероприятия с родителями.
8 Для подведения итогов и формирования запросов на следующую встречу, каждый участник письменно отвечает на ряд вопросов. Например:
*Чем была полезна именно для Вас данная встреча?
*Какие конкретные приемы Вы будете использовать в своей работе?
*Ваши пожелания на следующее занятие?

Тематический блок №7 ««Наши невнимательные гиперактивные дети»
Работа с родителями
Цель: Формировать знания о проявлении нарушений в общем и речевом развитии у дошкольников. Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания особых детей, посмотреть по-новому на взаимодействие с детьми, показать важность и необходимость комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения «особых» детей.
Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме: как помочь «особому» ребёнку найти своё место в окружающем мире. Эти дети не всегда ведут себя правильно, среди них есть «трудные». Но каждому из них нужно предоставить шанс получить от взрослых те советы, которые будут поощрять лучшее, что есть в этих детях. Так они смогут осознать, что им «всё по плечу» и не утратят мечтаний.
Вопросы к родителям:
• Часто ли ваш ребёнок «нарушает правила»?
• Насколько точно выполняет ребёнок указания взрослых?
• Как ребёнок реагирует на замечания взрослых?
Часто родители гиперактивного ребёнка испытывают чувство вины за его поведение, особенно в общественных местах, а иногда даже просто не знают, что делать в той или иной ситуации. Но ребёнок не виноват ни в чём. И поэтому многочисленные окрики и замечания взрослых, запреты (особенно на двигательную активность) не приведут к улучшению поведения, а со временем только осложнят взаимодействие ещё больше.
Гиперактивный ребёнок как никто другой требует внимания взрослых и чуткого отношения к нему, поскольку он очень эмоционален и раним. Зачастую снизить эмоциональное напряжение ребёнка помогают приятные тактильные ощущения, например, поглаживание, массаж. Родители гиперактивного ребёнка допускают три основных ошибки в воспитании:
• недостаток эмоционального внимания часто подменяемого медицинским уходом.
Пути преодоления – больше общаться с ребёнком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в детские игры, беседовать по душам.
• недостаток твёрдости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребёнка.
Пути преодоления – составить список запретов и чётко следовать ему.
• неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.
К сожалению многие из вас, уважаемые родители, пока ещё и сами не умеют управлять собственным гневом. Следствием этого будет то, что их дети вряд ли когда-нибудь в процессе воспитания усвоят навыки адекватного выражения гнева.
Рецепты избавления от гнева:
1. Наладьте взаимоотношения со своим ребёнком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверено.
• Слушайте своего ребёнка.
• Проводите вместе с ним как можно больше времени.
• Делитесь с ним своим опытом.
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.
• Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребёнком (если это возможно).
• Старайтесь не прикасаться к ребёнку в минуты раздражения.
3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.
• Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях.
4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.
• Примите тёплую ванну, душ.
• Выпейте чай.
• Послушайте музыку.
5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать вспыльчивость.
* Не давайте ребёнку играть теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите.
* Не позволяйте выводить себя из равновесия.
6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребёнка к предстоящим событиям:
* Если вам предстоит сделать первый визит к врачу, в детский сад и т.д.
* Изучайте силы и возможности вашего ребёнка.
* Если ребёнок капризничает в тот момент, когда он голоден, подумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д.
Вопросы к слушателям:
Каково ваше мнение по поводу высказывания Р.Кэмпбелл, что «повышенная активность способствует появлению трудностей в учёбе и трудностей принятия любви окружающих, а проблемы восприятия проявляются в неадекватном восприятии окружающей среды и родительской любви».
Предлагается выслушать мнение родителей.
Что же такое «дефицит внимания с гиперактивностью»? Дефицит внимания – это неспособность удерживать внимание на чем – либо, что необходимо усвоить в течение определенного отрезка времени Гиперактивность – чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.
СДВГ – патология, требующая современной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. К внешним проявлениям гиперактивности относятся невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность. Проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством отличаются громким плачем, нарушениями сна, могут отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить, на 1-2 месяца позже сверстников), движения их хаотичны, они чрезмерно чувствительны к различным раздражителям, отмечается моторная неловкость, наблюдается небольшая задержка речевого развития. До поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш приходит в детский сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неусидчивость, то это становиться для родителей неприятной неожиданностью. Все эти «неожиданные» проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями и нагрузкой. Наиболее ярко эти симптомы проявляются у детей в старшем дошкольном возрасте. В этот период происходит переход от ведущей игровой к учебной деятельности, увеличиваются интеллектуальные нагрузки, требуется более длительная концентрация внимания и на более длительные отрезки времени. Именно в таких условиях обнаруживаются многочисленные негативные последствия: неусидчивость, неорганизованность, чрезмерная подвижность, вспыльчивость.
Как отмечает доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться». Вот тут и должны прийти на помощь педагоги, психолог, врач, которые в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми. Родители должны обратиться к врачу неврологу и провести обследование ребенка. По совокупности полученных результатов ребенку выставляется диагноз.
Дети с различными проблемами в развитии требуют индивидуального подхода. Коррекционная работа направлена в первую очередь на первичное нарушение с исправлением вторичных отклонений. В данном случае, у дошкольников с задержкой психического развития, коррекционная работа первично направлена на коррекцию психических процессов – памяти, мышления и речи. Причем коррекционная работа у мальчиков первично направлена на проблемы в поведении, а у девочек на проблемы с вниманием. Пытаясь помочь гиперактивному ребенку, нельзя спешить и воздействовать сразу на все стороны его жизни. Желательно обеспечить постепенную тренировку только одной какой-либо функции. Поддержку гиперактивного ребенка с задержкой психического развития мы осуществляем в следующих направлениях: физическая реабилитация, обучение навыкам саморегуляции, развитие коммуникативных навыков, коррекция негативных эмоций, развитие дефицитных функций в системе синдрома.
Помните, выполняя задания дома с детьми важно:
- давать одно поручение в один момент времени;
- показывать на своем примере, как можно справиться с делом не отвлекаясь;
- временная нагрузка должна соответствовать возможностям ребенка, не перегружайте его;
- обязательно присутствие физкультпауз, избегайте чрезмерно шумных игр, игр соревновательного характера;
- делайте упор на логические закономерности (если не кормить рыбок, они погибнут), учите ребенка рассуждать, проговаривать, это делает работу осмысленной, помогает ребенку осознать свои действия;
- избегайте двух крайностей: излишней жалости и вседозволенности с одной стороны и строгих требований, которые ребенок не может выполнить, с другой стороны;
- избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок и упреков, всегда говорите спокойным голосом, все должно действовать на ребенка успокаивающе;
- обязательно поощряйте за успех.
Вопросы к родителям:
* трудно ли ребёнку приступить к занятиям?
* легко ли отвлечь ребёнка от выполнения задания?
* всегда ли он доводит начатое дело до конца?
Итак, гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики.
Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями. Ребёнок, имеющий нейрофизиологические проблемы, не сможет справиться с ними самостоятельно и нуждается в ежедневной помощи взрослых.
Вопрос к родителям:
• Посещаете ли вы врача-невролога, психиатра? Как часто вы это делаете?
Воспитание и обучение гиперактивных детей требует большого терпения и труда от родителей и от педагогов, на отработку одного навыка может уйти достаточно много времени.
Вопрос к родителям:
*Некоторые родители считают, что заниматься воспитанием ребенка должны педагоги, поскольку «это их обязанность». А как считаете вы, кто должен заниматься воспитанием детей?
Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, мы коррекционную работу проводим поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и не импульсивным.
Когда в процессе занятия будут достигнуты устойчивые положительные результаты, мы переходим к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности или дефицита внимания и контроля поведения. И лишь затем используем упражнения, которые развивают три дефицитные функции одновременно.
Первоначально работу осуществляем индивидуально. На этом этапе обучаем ребенка не только слушать, но и слышать, понимать инструкции взрослого: проговаривать вслух, формулировать самому правила поведения во время занятий и правила выполнения конкретного задания. Следующий этап – вовлечение гиперактивного ребенка в подгрупповые виды деятельности с малой подгруппой (2-4 человека) и только после этого, мы приглашаем его к участию в общегрупповых играх и занятиях. Все занятия проводим в игровой, занимательной для ребенка форме.
Гиперактивные дети непоседливы, а их руки находятся в постоянном, иногда бесцельном движении, поэтому мы решили обучить наших детей специальным играм, которые бы направили избыточную активность в нужное русло. С этой целью мы широко используем в своей работе пальчиковые игры, с вашей помощью изготовили театр «забавных игрушек на руке». В своей работе используем психомоторные упражнения, релаксацию и т.д. Заинтересованных родителей мы познакомим с рядом полезных и увлекательных игр. При совместных занятиях с детьми они будут способствовать улучшению взаимопонимания в семье.
Игра «Найди отличия»
Ребенок рисует картину и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картину. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игра «Клубочек»
Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубок яркую пряжу. Величина клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубок не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинают его сматывать, то сразу успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки « всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».
Игра «Волшебный ковер»
(Целесообразно применять с гиперактивными детьми до трех раз в день, в специально отведенное время).
Родители расстилают маленький коврик, усаживаются на нем вместе с ребенком и читают ему книжку, которую ребенок выбирает сам (можно играть на коврике). Упражнение занимает от 5 до 15 минут в зависимости от возраста ребенка. Ребенок самостоятельно или с участием взрослых может, сидя на коврике, играть в «Пазлы», но это занятие лучше не ограничивать во времени – его продолжительность должна определяться составлением картинки.
Выступая в роли «волшебного», коврик превращается для ребенка в место, где он может «спрятаться». Благодаря ему можно «перемещаться» в новые миры и страны, тогда коврик оказывается для ребенка «средством передвижения», «комнатой», «необитаемым островом», «замком» и т.д. Разные виды игр не должны быть связаны с наказанием , а наоборот, призваны вызывать у ребенка положительные ассоциации. Если ребенок «едет» со взрослым, никто из них не должен уходить с коврика раньше времени или до тех пор, пока игровая задача не будет решена.
И всегда помните, ведь главным является забота об общем состоянии здоровья ребенка, от этого зависит поддержание определенного уровня работоспособности, необходимого для дальнейшего успешного обучения. Принимайте и любите своих детей такими, какие они есть, и ваши дети не замедлят вас порадовать.
Категория: Социальные проекты | Добавил: walunj (12.02.2014) | Автор: Полтавцева Валетина Николаевна E
Просмотров: 4655 | Теги: дети с задержкой психического разви, адаптация, гиперактивные дети | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz