Пятница, 29.03.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Школьник учится, думая, и думает, учась
Муниципальное учреждение
«Управление образования
администрации города Пятигорска» муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
с углубленным изучением отдельных предметов №1 им. М. Ю. Лермонтова

357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, проспект 40 лет Октября, 99, телефон/факс:39-25-74;39-25-67.
Электронный адрес: school.lermontov@gmail.com

Проект

«Школьник учится, думая, и думает, учась».

Митрофанова Светлана Александровна
Учитель математики.

Михайлова Валентина Петровна
Учитель математики

Верминская Ирина Владимировна
Учитель информатики

г. Пятигорск 2013 год.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3. ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЯ
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
5. ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение

« В виду краткости жизни, мы
не можем тратить время на задачи,
не ведущие к новым результатам».
академик Л. Д. Ландау

Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, не растрачивая потенциала традиционной школы, смещают акцент на формирование ученика творческого, с активной жизненной и гражданской позицией, стремящегося к самообразованию и самосовершенствованию.
Выполняя высокие требования к качеству образования, современный учитель должен формировать не только предметные, но и метапредметные, и личностные компетенции. Новые стандарты ориентированы на умение применять учащимися изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из разных дисциплин с использованием при необходимости различных источников информации и компьютера.
С введением итоговой аттестации в новой форме мы столкнулись с блоком практико-ориентированных заданий, не сформулированных в виде привычных «решите, вычислите, найдите …», которые вызвали ряд затруднений у учащихся. Поэтому возникла необходимость построения работы в кардинально новой форме.
Эти особенности не могут, не учитываться всеми, «кто обучает и воспитывает подрастающее поколение».
В современных условиях очень важно осуществлять единство обучения и воспитания, комплексный подход к трудовому, нравственному, эстетическому воспитанию и физическому развитию учащихся, укреплять связь школы с жизнью. Необходимо совершенствовать методы учебно – воспитательной работы, вооружать школьников навыками самостоятельного пополнения знаний.



Цель проекта
«Школьник учится, думая, и думает, учась».

 Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающихся, успешной реализации в обществе.

Задачи проекта
«Школьник учится, думая, и думает, учась».

 Расширение мировоззрения и мировосприятия учащихся
 Показать на примере математики и информатики ведущую роль точных наук в окружающем мире.
 Способствовать формированию самостоятельного творческого подхода к решению формализованных (математических) и неформализованных задач в практической жизни, в будущей профессии.
 Способствовать осознанному выбору профессии с учетом интересов и индивидуальных особенностей учащихся.
 Правильный выбор будущей профессии – ресурс развития общества.

Гипотеза проекта
«Школьник учится, думая, и думает, учась».

Недостаточно получить знания – важно знать и уметь их применить.
Ученики нашей школы каждый год участвуют в различных олимпиадах, в том числе, и дистанционных олимпиадах по математике и информатике. /Вероссийские олимпиады по математике и информатике, «Интеллект», «Кенгуру», «КИТ», на порталах «Продленка», «Вот задачка.ru», «nic-snail.ru»/. Олимпиады дают ученикам возможность попробовать свои силы в решении не стандартных задач или нестандартно сформулированных задач. А это очень важный навык в нашем постоянно меняющемся мире.
Анализ результатов итогов этих олимпиад позволил сделать выводы о том, что причиной не всегда высоких показателей участников являются:
 Снижение степени заинтересованности в участии в олимпиадах в выпускных классах, т.к. ученики определяются с выбором предметов на ЕГЭ и не хотят тратить время на, пусть интересные, но, ненужные при сдаче экзаменов, олимпиады.
 Неготовность детей к изменившимся исходным данным. Стоит иначе поставить вопрос и уровень верно выполненных заданий снижается.

Решение сложившейся проблемы мы видим в необходимости спроецировать знания в область практического применения.
Действительно, много ли было бы проку от любых, в том числе, математических открытий, если бы они лежали на книжных полках? Ведь технические новинки / компьютеры, сотовые телефоны, космические корабли, лазерная хирургия и т. д. / не возникают ниоткуда, а являются продуктом применения прогрессивных теорий, в том числе и математических.
Передовые учителя понимают, что задачу учить мыслить, самостоятельно приобретать знания нужно рассматривать в органическом единстве с задачами овладения основами наук, а их опыт показывает, что высокая результативность обучения школьников достигается прежде всего тогда, когда проявляется должная забота о развитии мышления и вооруженности школьников приемами умственной деятельности.
Трудно представить себе более благодатное поле для развития мышления, чем уроки математики и информатики.
Математика – это особое средство общения: она помогает найти общий язык служителям разных наук и, что еще важнее, она помогает человеку «разговаривать» с природой. Так, волны на воде, звуковые волны и радиоволны описываются на языке математики дифференциальным уравнением. Радиофизикам нет нужды решать это уравнение, которое за них решили акустики. Более того, с помощью математики здесь выявляется родство в столь разнородных на первый взгляд физических явлениях, как распространение радиоволн и волн на воде и в воздухе.
Информатика – это новейшие приемы и методы работы с любой информацией в любом количестве. На данный момент это самая сложная и важная задача для любого человека – не утонуть в море информации, найти нужную в хаосе сведений и, в конце концов, переработать ее в знания, важные лично для себя. Еще один плюс информатики - информатика по своей природе метапредметна, так как объектом информатики является информация из всех сфер жизнедеятельности, вообще, и обучения, в частности.
Важно использовать все плюсы математики - символа мудрости науки, образца научной строгости и простоты, эталона совершенства и красоты в науке, и информатики – средоточия новейших достижений науки и техники, для формирования целостного мировоззрения учащихся.
Современная жизнь требует от человека:
 способности определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать обоснованные суждения
 умений грамотно общаться с компьютером
 не теряться в изменяющемся мире, уметь выделять простые моменты в сложной задаче, грамотно применять известные алгоритмы
 использовать знания математики и информатики так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем моменты, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Проведя мониторинг среди учеников 9 – 11 классов, за последние два года, мы пришли к выводу о необходимости разработки проекта « Школьник учится, думая, и думает, учась».
По результатам мониторинга сформировались направления, в которых работает проект.
 Развитие творческой личности на основе культурного наследия России.
 Развитие личности в реализации решения математических задач в различных сферах профессиональной деятельности.
 Развитие умения формализовать условие задач в различных сферах профессиональной деятельности.
 Развитие умений использовать компьютер, как незаменимое устройство работы с различными видами информации
 Вести пропаганду необходимости получения высшего образования, способствовать осознанному выбору профессии.


Определение и структура проекта
«Школьник учится, думая, и думает, учась».

Проектная форма педагогической деятельности эффективна в общей концепции обучения и воспитания. Инновационность проекта заключается в том, что предлагается переносимое на другие предметы единство психолого – педагогической, здоровьесберегающей, личностно – ориентированной, информационно-коммуникационной технологии (ИКТ) в предметном обучении и ряда элементов других образовательных технологий, уделяется большое внимание интеграции математики в другие науки, а так же в профессиональную сферу.
Результат проекта ориентирован на социальные интересы самих участников, с четко определенной структурой деятельности на каждом этапе. Для достижения поставленных целей и задач, важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных действий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. При разработке мы планировали ознакомительно – ориентированный тип.
Так как работа над проектом (особенно на первом этапе) охватывает широкий спектр предметно – содержательных областей, то проект реализуется в межпредметном направлении.
Практика показывает, что найти ответ на поставленный вопрос в совместной деятельности оказывается вполне достижимым, причем на основе собственных, самостоятельных усилий, поэтому по количеству участников проект школьный.

Ввиду плана реализации проекта - 3 года – проект долгосрочный.

Все большее внимание, которое школа и общество проявляют к интересам личности, а именно умению адаптироваться в изменяющихся условиях жизни – видеть проблемы, анализировать их, оценивать и находить пути решения; умению работы с источниками информации - находить, применять для решения поставленной задачи; умению коммуникации, отчего школа пытается переходить на овладение процессом приобретения знаний. А так же осознание того, что изменения в самой образовательной системе могут происходить только как результат инноваций, разработанный самим педагогическим сообществом, государство показало пример проектирования развития в виде Национального проекта «Образование».
Разрабатывая проект «Школьник учится, думая, и думает, учась» мы опирались на критерии к образовательным стандартам, профориентацию подрастающего поколения и на направления, прописанные в нацпроекте «Образование».
Проектная форма педагогической деятельности предпочитает отход от авторитарных и репродуктивных методов обучения, предусматривает продуманное и обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения и является одной из инновационных подходов в российском образовании. В реализации проекта «Школьник учится, думая, и думает, учась» мы предусматриваем интеграцию элементов различных технологий с целью поэтапного развития учащихся, качественный переход от знаний, предложенных в готовом виде, через самовыражение, к осознанному выбору профессии, способствующему самореализации личности.

Этапы проекта

Проект реализуется в три этапа. Срок реализации 3 года.

1 этап / 1 год /
Название: « Золотое сечение»

Цель: Развитие творческих способностей на основе культурного наследия России, расширение мировоззрения и мировосприятия.

1. Активизация мыслительной деятельности учащихся
2. Приобретение новых знаний, умений и навыков
3. Выработка ИКТ компетенций
4. Способность самостоятельной работы с различными источниками информации
5. Выбор оптимального и рационального способа мышления
6. Способствовать формированию у учащихся видения элементов математики в искусстве и живой природе
7. Способствовать формированию у учащихся видения элементов различных алгоритмов решения формализованных и неформализованных задач в искусстве и в живой природе.
8. Продемонстрировать значимость математики в архитектуре на примерах мировых шедевров Древней Греции, России.
9. Частично изучив архитектуру нашего города, применить полученные знания на практике.

2 этап / 2 год /
Название «Первые шаги».


Цель: Индивидуальный подход к решению математических задач в различных сферах профессиональной деятельности

1. Активизация мыслительной деятельности
2. Приобретение новых знаний, умений и навыков
3. Работа с различными источниками информации
4. Выработка ИКТ компетенций.
5. Абстрагирование и конкретизация, систематизация и классификация данных, формирование вывода, анализ.
6. Научные положения области математики и информатики, применительно к указанной профессии
7. Практическое применение математики и информатики в указанной профессии
8. Вывод, самооценка результатов.

3 этап / 3 год /
Название «Я – перспектива».
Цель: Осознанные пробы себя в сфере, связанной с будущей профессией; проекция модели, позволяющей увидеть перспективы самореализации в будущей профессии

1. Активизация мыслительной деятельности
2. Приобретение новых знаний, умений и навыков
3. Развитие навыка работы с различными источниками информации
4. Выработка ИКТ компетенций
5. Сформировать навык умения абстрагировать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать данные, формировать вывод, анализ.
6. Сформулировать научные положения в области математики и информатики, применительно к указанной профессии
7. Показать практическое применение математики и информатики в указанной профессии
8. Проведение различных диагностик, тестов, методик и т. п., направленных на выяснение личностно- ориентированных качеств.
9. «Спроецировать» модель, соответствующую реализации в данной профессии, с учетом указанных личностных качеств
10. «Спроецировать» модель, с точки зрения самореализации в данной профессии
11. Анализ полученных данных.
12. Оформление результатов, подведение итогов, вывод.

Реализация проекта «Школьник учится, думая, и думает, учась» осуществляется с учащимися 9-11 классов.
Практически к 9 классу перед родителями и учащимися в большей или меньшей степени возникает вопрос о перспективах получения той или иной профессии. Как правило, к этому этапу возникает и другой актуальный вопрос о дальнейшем поступлении и обучении в средних и высших учебных заведениях.
Таким образом, реализуясь на практике, проект «Школьник учится, думая и, думает, учась», позволяет, обучаясь в школе, не только полноценно всесторонне развиваться, но и получать реальное представление о будущей профессии с помощью квалифицированно подготовленных кадров.
В практике не единичны случаи поступления в ВУЗ «за компанию», «родители настояли» и т. п., в результате которых ребенок при обучении испытывает дискомфорт, приводящий к прогулам, плохой успеваемости, и, как следствие, исключению из учебного учреждения.
После такого негативного жизненного опыта не все способны найти в себе силы продолжить образование в другом учреждении, интуитивно пытаясь самореализоваться.
При реализации проекта мы опираемся на ряд технологий: информационно-коммуникационные, индивидуальный и дифференцированный подход, психолого - педагогические, здоровье сберегающие, личностно – ориентированные технологии, метод проектов, интеграция различных межпредметных связей и интеграция учебных предметов в сферу практической, профессиональной деятельности.
В виду гибкости проекта, необходима четкая постановка ожидаемых результатов на каждом этапе проекта. Результат всей работы прямо пропорционально зависит от результатов, достигнутых на каждом отдельно взятом отрезке проекта.
Так, на первом этапе, мы способствуем формированию видения математики в «академических» условиях, приближенных к условиям программного материала, осваиваем технологию применения методов проектирования на материале, актуальность которого вполне очевидна, делаем первые шаги, моделируя применение полученных знаний на практике, активизируя мыслительную деятельность, формируя ряд качеств, необходимых для дальнейшей реализации проекта. При этом активно используются компьютерные технологии, идет процесс от освоения школьниками сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении общеобразовательных предметов вообще и математики, в частности.
На втором этапе формирование «видения математики» преломляется в сферу профессиональной деятельности, качественно новую, но не менее актуальную. На этом этапе продолжается насыщение элементами информатики всего учебно-воспитательного процесса в рамках данного проекта. Результат на этом этапе зависит от интересов и приоритетных направлений участников. Особое внимание уделяется индивидуальной реализации ребенка в проекте. Это первый опыт самореализации, самостановления, который еще очень хрупок, но уже требует проявления личностных качеств.
На третьем этапе реализуется приобретенный навык, с учетом создания проекции уровня реализации себя в будущей профессии. К этому моменту выпускники имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности.

Таким образом, критерии оценки ожидаемых результатов предполагают:
1. мониторинг – получение результатов в различных сферах деятельности / в динамике /
2. статистические опросы – в том числе и родителей о качественном изменении уровня участников проекта / в динамике /
3. сформированность качеств, которые находят отражение в перспективе развития российской науки, культуры, желание внести посильный вклад в развитие и процветание своей страны
4. успешное поступление в ВУЗ и реализация в будущей профессии

Для получения желаемого результата усилий в работе по данному направлению одной только школы не достаточно. Необходима заинтересованность родителей и участников проекта, позитивная мотивация, создание благоприятной атмосферы для творческой и исследовательской деятельности./ Чему, на наш взгляд, способствует метод проектов. Ведь любое (даже не верное) мнение здесь – на вес золота, и лишь в споре рождается истина. /
Какие еще можно использовать инструменты как не творческую и исследовательскую работу для познания нового с целью совершенствования человека.
В данном проекте оказывается посильная помощь родителям в профориентации через практическую направленность и научные позиции.
Совет с родителями участников проекта с целью коррекции от названия до прогнозируемых результатов.
Необходимо помнить, что центром, ради которого создан проект, являются дети, новые приоритеты в жизни требуют новых методов работы, значит перед нами стоит задача научиться самим, чтобы учить детей. Еще один круг замкнулся. Ведь именно учащиеся являются главными участниками проекта, они развивают и реализуют свои способности через проект.
Поддерживают их родители, обеспечивая посильную помощь в решении различного рода сложностей, определяя динамику уровня развития, заинтересованные учителя реализуют проект поэтапно, систематически работая совместно с психологом, соцпедагогом, медперсоналом. Творческая группа, в состав которой входят представители администрации школы, учителя, психолог, родители и некоторые учащиеся, - «мозг», координаторы реализации проекта.
«Если учащийся не переживает радости поиска и находок, не ощущает живого процесса становления идей, то ему редко удается достичь ясного понимания всех обстоятельств, которые позволили избрать именно этот, а не какой – то другой путь». А. Энштейн.
Категория: Социальные проекты | Добавил: ivv2005 (25.03.2013) | Автор: Верминская Ирина Владимировна E
Просмотров: 2088 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz