Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » I Конференция по проектной деятельности » Социальные проекты

Яндекс.Метрика

Патриотическое воспитание старших подростков в учреждении дополнительного образования
Родина для человека то же самое, что почва для дерева.
Вахтеров В.П.
Исторический опыт показал, что поступательное развитие общества, экономическое развитие страны, профессиональная состоятельность выпускника не могут быть успешно осуществлены без воспитательного базиса, без учета духовного потенциала личности и общества.
Патриотизм, как известно, – это не только любовь к Родине, но и уважение к своему государству, к нации, к президенту как гаранту, к армии как защитнице.
В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой патриотизм определяется как "преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу".
Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество [1].
Цель гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении - это создание условий для формирования значимых морально-психологических качеств и установок школьников, готовности их к активному проявлению в различных сферах жизни общества, и особенно в вооруженной защите Отечества на основе принципов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностях.
Решая проблему патриотического воспитания мы решаем следующие задачи:
• формирование активной гражданской позиции молодых граждан, гражданского самосознания;
• повышение интереса к решению актуальных проблем российского общества;
• развитие чувства патриотизма;
• развитие чувства ответственности за жизнь и развитие малой родины, окружающих людей и судьбу Отечества;
• обеспечение саморегуляции и мотивации поведения и деятельности;
• воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Современный старшеклассник – продукт современной жизни, он сложен, интересен, противоречив. В старшем школьном возрасте завершается физическое созревание индивида. Возраст от 15 до 18 лет принято считать периодом ранней юности. Физическое и психическое развитие гармонизируется, в отличие от подросткового периода, основной чертой которого была неравномерность развития. Центральным процессом юности, по Э. Эриксону, является формирование личностной идентичности, чувства преемственности, единства, открытие собственного “Я”. Новым и главным видом психологической деятельности для молодых людей становится рефлексия, самосознание. Одновременно старший школьный возраст не лишен трудностей и конфликтов. Это касается в первую очередь несоответствия между физической и психической зрелостью учащихся и их социальным статусом [2].
На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования в реализации патриотического воспитания детей, приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств.
В системе дополнительного образования процесс обучения полностью строится на личностно-значимых интересах самого обучающегося с максимальным учетом его индивидуальности. Именно здесь он имеет возможность учиться делать личностный выбор, подбирает ключ к открытию себя, приобретает опыт духовной, нравственной, социальной деятельности, осознает цели собственной жизненной перспективы.
Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Следовательно, необходима организация целенаправленной работы по формированию и тренировке навыков патриотического поведения, необходимо увлечь учащихся, так как будущее рождается сегодня. Необходимо не только создавать условия для всестороннего развития молодого человека, но формировать его активную жизненную позицию.
С целью активизации военно-патриотического воспитания в ОУ организованы занятия туризмом и секция волейбола. Проводятся занятия по спортивному ориентированию, туристическому многоборью, игре в волейбол, обучающиеся принимают участие в городских и республиканских играх: «Зарница», «Победа», «Гора выживания».
Не смотря на то, что усилия педагогического коллектива направлены на развитие гражданского самосознания, ответственности, формирование мотивации к сохранению здоровья участников образовательной деятельности, результаты этой работы недостаточно ощутимы, поскольку практическая составляющая этой работы низка. Для повышения уровня практической направленности, изучения основ военного дела в 2012 году Дом детского творчества города Сорска разработал социально значимый проект «Служу России» по строительству на территории МБОУ ООШ №4 ст. Ербинская «Полосы препятствий».
В ходе выполнения данного проекта ожидаются следующие результаты:
• Улучшатся показатели здоровья выпускников и физической готовности к службе в армии.
• Повысится чувство долга и гражданская ответственность обучающихся, через воспитание уважительного отношения к памяти о героях Великой Отечественной войны и локальных конфликтов.
• Повысится заинтересованность юношей к занятиям военно-прикладными видами спорта.
• Увеличится количество выпускников, поступивших в высшие военные учебные заведения.
• Произойдет улучшение результатов выступлений на соревнованиях различной направленности: легкоатлетических, туристических, военно-патриотических и других.
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: потребности России в обеспечении обороноспособности страны объективно требуют неустанной заботы об укреплении Вооруженных Сил, поддержанию их высокой готовности к выполнению задач по защите Отечества и его национальных интересов. Такой уровень готовности достигается при условии успешного решения целого комплекса задач, среди которых одной из основных является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Современный школьник живёт в этом трудном переломном времени и задача образовательных учреждений - помочь ему найти себя и своё место.
Литература:
1. //Бюллетень.- 2012. - № 2.- с. 3-10.
2. Эриксон Э. Детство и общество.- СПб., 1996. 592 с.
Категория: Социальные проекты | Добавил: cjhcr2014tdutybq (11.02.2014) | Автор: Бандяева Е.Г, Кожуховский А.В. E
Просмотров: 1013 | Теги: Отечество, гражданско- патриотическое воспитан, патриотизм, родина, защитник Отечества | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]