Суббота, 31.10.2020
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 403
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Учебный проект как средство формирования метапредметных результатов
1. Первая Всероссийская научно-методическая конференция "Проектная деятельность в современном образовании"
2. направление: Общие вопросы проектной деятельности в образовании
3. классы 1-11
4.Андреева Елена Васильевна
5.учитель биологии и химии
6.МБС(К)ОУ «С(К)ОШ для детей с ОВЗ №155»
7.Пермский край
8.город Пермь

Тема: «Учебный проект, как средство формирования метапредметных результатов»

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
Адольф Дистервег
В соответствии с новыми ФГОС изменяются направления в работе учителя, на первое место выступают
• деятельностный подход в обучении
• необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять
• знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую
Все это можно решить посредством совместной учебной проектной деятельности.
Учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов. [2]
Виды проектов: социальные, межпредметные, предметные.
По продолжительности - кратковременные и долговременные.
Предметный проект - совместная групповая работа по изучению нового материала урока или расширение знаний по какой-либо теме.
Роль учителя: из источника знаний учитель превращается в сценариста и режиссера, в человека, обеспечивающего успешную групповую коммуникацию - фасилитатора (англ. facilitator, от лат. facilis — «лёгкий, удобный»).
Откуда пришел к нам учебный проект?
Метод проектов возник еще вначале 20 века в Америке. В России активно использовался до 1931 года. [3]
Основоположники метода проектов предлагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь на его личную заинтересованность. Очень важным, даже принципиальным, было предложить детям проблему, взятую из реальной жизни и значимую для них. Для решения такой проблемы ученику будет необходимо применить как уже имеющиеся у него знания, так и новые знания, которые ему предстоит приобрести непосредственно в ходе работы. [2].
Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе.
В чем особенности современного учебного проекта?
Учебный проект – совместная работа школьников, направленная на решение конкретной (предметной, личностно значимой) проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Этим проект близок к проблемному методу обучения (является его разновидностью). При работе над проектом учитель опирается на базовые знания ученика, работает над зоной ближайшего развития.
Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта. Этим он отличается от научно-исследовательской работы школьников, где результат заранее не известен.
Учебный проект должен быть заранее спланирован иметь четкую цель и проектный продукт.
То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Каковы же этапы проекта?
1.Подготовительный (вынашивание идеи, определение темы (интрига), составление визитки и плана проекта, стартовой презентации и формирующего оценивания, подготовка материалов и оборудования). Визитная карточка проекта включает описание проекта, образовательные стандарты, планируемые результаты, вопросы, направляющие проект, план и график оценивания, необходимые начальные знания, материалы и ресурсы для проекта. План содержит полное описание проекта по этапам с указанием сроков и ответственных.


2.Основной (реализация)
-Краткая формулировка проблемы учителем (входное анкетирование, список приоритетов, стартовая презентация учителя, мозговой штурм, таблица З-И-У)
В ходе работы над проектом «Как дожить до 100 лет» наиболее приемлемой оказалась таблица, в которой видно, что учащиеся знают до начала проекта, что хотят узнать и в конце проекта видно, что они узнали.

Ваши ассоциации со словом пища? Пищевой продукт?
Знаю Интересуюсь (хочу узнать) Узнал
Состоит из белков, жиров, углеводов, витаминов и воды.
Бывает растительного и животного происхождения.
Пища нужна для роста и развития организма.
Источник энергии и строительного материала.
Избыток и недостаток может привести к болезни.
Иногда содержит дополнительные вещества (Е).
Бывает вкусной и невкусной. -Что такое пищевые добавки?
-Зачем их используют?
-Как влияют добавки на здоровье?
-Как узнать, что входит в состав пищевых продуктов?
-Полезный или вредный пищевой продукт?

-Разделение на группы по интересам, составление плана группы, распределение обязанностей;
-Проектный продукт, критерии оценивания;
- Работа групп, поиск информации, исследование, оформление работы.
3.Рефлексия (анализ работы над проектом, выводы, итоговое анкетирование, таблица З-И-У)
Ваши ассоциации со словом пища? Пищевой продукт?
Знаю Интересуюсь (хочу узнать) Узнал
Состоит из белков, жиров, углеводов, витаминов и воды.
Бывает растительного и животного происхождения.
Пища нужна для роста и развития организма.
Источник энергии и строительного материала.
Избыток и недостаток может привести к болезни.
Иногда содержит дополнительные вещества (Е).
Бывает вкусной и невкусной. -Что такое пищевые добавки?
-Зачем их используют?
-Как влияют добавки на здоровье?
-Как узнать, что входит в состав пищевых продуктов?
-Полезный или вредный пищевой продукт? В состав пищевых продуктов входит не только белки, жиры, углеводы и витамины, но и пищевые добавки
Пищевые добавки могут быть:
1. Естественного происхождения:-бета - каротин-свекольный сок-соль
2. Искусственного происхождения (Е).
Некоторые «Е» опасны для человека.
Все пищевые добавки можно разделить 10 групп.
Большинство опрошенных знают о пищевых добавках

4.Заключительный (презентация продукта)
-защита работы на конференции
-выпуск газеты, брошюры, рекламы
-публикация продукта
-демонстрация видеофильма, презентации, виртуальной экскурсии.
Роль учебного проекта.
• Для ученика – возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала: деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально и в группе, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
• Для учителя – интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические компетентности (целеполагание, проблематизация, планирование деятельности, рефлексия и самоанализ, презентация, поиск информации, исследование, творчество и пр.)[1]
Какие метапредметные результаты (УУД) формируюся при учебном проектировании?[4]
Регулятивные универсальные учебные действия:
определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку
использовать в работе литературу, инструменты, приборы
удерживать цель деятельности до получения ее результата;
планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций
оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого,
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Познавательные универсальные учебные действия:
уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента;
исследовать собственные нестандартные способы решения;
преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
К коммуникативным действиям относятся:
планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
задавать вопросы — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
управлять поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого;
участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
К личностным УУД:
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
мотивировать свои действия;
выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,
проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность,
помощь и др.
выражать положительное отношение к процессу познания:
проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Качества и умения 21 века, разработанные организацией «Партнерство по Качествам и умениям 21 века» [5]
1. Умения, необходимые для обучения и инноваций
 Творческий подход и новаторство
 Проявление оригинальности и изобретательности в работе
 Развитие, применение и доведение новых идей до других
 Открытость и готовность к новым и разноплановым перспективам
 Реализация творческих идей для внесения ощутимого и значимого и вклада в область, в которой осуществляются инновации.
2.Критическое мышление и способность решать проблемы
 Использование здравого смысла во взаимопонимании
 Умение принимать решения в сложных ситуациях
 Понимание взаимосвязей в системах
 Определение и постановка значимых вопросов, проясняющих различные точки зрения и приводящих к наилучшим решениям.
 Структурирование, анализ и обобщение информации для решения задачи получения ответов на вопросы
3.Коммуникабельность и сотрудничество
 Четкое и эффективное выражение мыслей и идей в устной и письменной речи
 Проявление способности к эффективной работе с разными командами
 Проявление гибкости и желания находить компромиссы для достижения общей цели.
 Готовность разделить ответственность за совместную работу

4.Умения, касающиеся средств массовой информации и технологии
 Информационная грамотность
 Рациональное и эффективное получение информации, ее критическое и компетентное оценивание, точное и творческое использование информации для текущих вопросов и задач.
 Владение основными понятиями этических и юридических норм в отношении получения и использования информации.
 Медиаграмотность

Используемые ресурсы
1.Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : первое сентября, 2010. – 44 с.
2.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%F7%E5%E1%ED%FB%E9_%EF%F0%EE%E5%EA%F2
3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2
4. http://standart.edu.ru/
5. http://educate.intel.com/ru/assessingprojects
Категория: Общие вопросы проектной деятельности в образовании | Добавил: Eлeнa (22.04.2013) | Автор: Андреева Елена Васильевна E
Просмотров: 4237 | Теги: Результаты, этапы проекта, учебный проект | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2020
Используются технологии uCoz