Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » I Конференция по проектной деятельности » Общие вопросы проектной деятельности в образовании

Яндекс.Метрика

Технология учебного проектирования как средство формирования предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников
Технология учебного проектирования как средство формирования предпосылок универсальных учебных действий у старших дошкольников
Автор статьи: Перевалова Татьяна Владимировна,
воспитатель первой квалификационной категории
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 15 комбинированного вида
ГО Богданович Свердловской области
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых педагогических технологий.
Одной из современных педагогических технологий является технология проектной деятельности, которая основана на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определенным критериям выбирает оптимальный способ решения. Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
В зависимости от доминирующих методов, используемых в работе над проектом — игровых, творческих, познавательных, можно выделить следующие виды проектов:
• Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
• Исследовательско-творческие (в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты оформляют в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов, драматизации, детского дизайна и пр.);
• Информационно- практические (основу этих проектов составляет сбор информации и ознакомление с нею заинтересованных лиц, анализ обобщенных фактов);
• Творческие (этот вид проектов не имеет детально проработанной структуры, а скорее подчиняется жанру творческой деятельности. Результаты такого проекта оформляются как сценарий фильма или массового праздника, как фотовыставка или газетная статья).
На практике любой проект представляет собой и исследовательскую, и творческую, и игровую, и практическую деятельность детей.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивает творческие способности и коммуникативные навыки ребенка, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, то есть воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Использование технологии учебного проектирования обеспечивает формирование предпосылок учебной деятельности. Полученные в работе данные позволяют сделать следующие выводы:
- у детей в ходе использования метода проектов повысился уровень познавательной активности, они научились ориентироваться в информационном пространстве;
- у детей повысился уровень развития предпосылок учебной деятельности: речевые умения, уровень развития памяти, логического мышления, графических навыков.
В ходе реализации проектов дети научились ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно анализировать полученные знания, систематизировать информацию. Решение проблемных ситуаций научило детей сотрудничеству, укрепило их стремление контактировать со взрослыми, что немало важно при подготовке к школе. Метод проектов способствовал развитию критического мышления и познавательных навыков, побудил детей к размышлениям, высказываниям.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
Родители являются активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Таким образом, внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проектов способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Использованная литература
1. Веракса Н.Е. Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112с.
2. Логвинов И.И. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2001. – 242с.
3. Савенков А.И. Готовим ребенка к школе. Учим учится самостоятельно. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 160 с.
4. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного образования. – М., 2000. – 126с.
Категория: Общие вопросы проектной деятельности в образовании | Добавил: Татьянка (08.02.2014) | Автор: Татьяна E
Просмотров: 1678 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]