Среда, 24.04.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Реализация творческого потенциала учащихся через проектную технологию обучения.
Реализация творческого потенциала учащихся через проектную технологию обучения.

«Знание органически связано с человеческим воображением. Сила воображения увеличивается по мере роста знаний».
К.Г. Паустовский

В контексте внедрения стандартов второго поколения школа должна готовить конкурентоспособного выпускника, способного к осознанному профессиональному самоопределению и самостоятельному приобретению знаний. Отсюда возникает необходимость активизировать познавательную творческую и практическую деятельность учащихся. Только в творческой деятельности происходит развитие творческих способностей. С этих позиций уникальна проектная технология обучения. Она предлагает отход от авторитарных методов обучения и направлена на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую. Работая над проектом, ребенок получает свободу действий. Это даёт ему возможность творчески мыслить, варьировать между приемлемым и выгодным, возможным и невозможным, учит самостоятельности. Метод проектов ориентирует учащегося на творческую самореализацию личности, развитие интеллектуальных возможностей, волевых качеств. Это один из методов, позволяющих реализовать деятельностный подход в обучении.
Преподаватель как субъект учебно-воспитательного процесса - это личность, профессионал, осознающий, что творчество — одно из самых характерных проявлений человеческой свободы. Он должен уметь вести диалог с учащимися, слышать их, преобразовывать образовательную среду в оптимальное пространство для творческого развития, создавать и поддерживать атмосферу взаимного уважения и открытости критике.
В результате ученики самостоятельно и в совместных усилиях решают проблему проекта, применяя необходимые знания из самых разных областей, обогащая свой опыт знаниями, выходящими за рамки учебной программы.
Цель работы: рассмотреть особенности творческого самовыражения учащихся при подготовке проектов разных уровней.
Задачи: изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме творческой реализации учащихся, выявить особенности развития творчества в проектной технологии обучения, исследовать условия для реализации творческого потенциала учащихся при подготовке проектов.
В 2012-2013 учебном году в нашей школе прошел 6 фестиваль школьных ученических проектов. С 2006-2007 года цель методической работы школы была: создание условий для внедрения проектной и исследовательской технологий с учетом личностно-ориентированного обучения. Реализуя ее, учителя посредством прохождения курсов и подготовки проектов с учащимися осваивали проектную технологию обучения. При подготовке проектов в разные годы организовывались разновозрастные группы обучающихся, старшеклассники и родители привлекались к работе с учениками младших классов. В нашей школе параллель «А »- спортивные футбольные классы. Поэтому футбольная тематика проектов - это то, к чему больше расположены дети. Проекты «Мы, школа, спорт», «Виртуальная сборная», «Физиологические особенности развития спортсменов» из этой области. Социальный проект «Мы, школа, спорт» был первым, который мы готовили с ребятами в рамках конкурса «Самый классный класс». Результат проекта – стенд с одноименным названием занимает до сих пор в школе почетное место, регулярно обновляется. На нем - фото футбольных сборных классов, выпускников-футболистов, сделавших спортивную карьеру. Для ребят, которые приходят заниматься футболом, он имеет большое воспитательное значение. В работу над проектом была вовлечена вся школа: мы проводили «Сладкую ярмарку», чтобы заработать средства на покупку стенда, приглашали в школу выездную выставку городского краеведческого музея с экскурсией «Выдающиеся спортсмены нашего города», встречались с представителями спортивного комитета, газеты «Наш город». Участники проекта выполняли роли аналитиков, корреспондентов, дизайнеров, артистов. Проект дал самые разнообразные возможности для реализации творческого потенциала детей.
Этапы проектной деятельности знакомы всем. На мой взгляд, самый сложный – выбор темы проекта, постановка проблемы. На этом этапе очень важен принцип диалога, важно услышать, какие темы интересны ребенку, волнуют именно его. В фильме «Приключения электроника» школьный учитель, которого играл актер Е. Вестник, после похищения Электроника говорит замечательную фразу: «Мальчишки что-нибудь придумают». Работая в проектных группах разных возрастов и уровней, не перестаешь удивляться, сколько всего интересного придумывают и изобретают дети.
Тему «Виртуальная сборная» сочинили ребята – фанаты футбола. Они собрали в нее игроков – кумиров, вызывающих восхищение своим спортивным мужеством и мастерством. За их карьерой они следили многие годы и их портреты выбирали на обложки своих школьных дневников.
Полны и не иссякнут никогда
Футбола безграничные запасы,
Сожжем всю нефть, закончатся алмазы.
Футбол, как космос, - ширь, где нет и дна.(стихи как мироощущение детей)
В проекте «Травмы в футболе» ребята нашли редкие видеоматериалы для фильма и комментарии к ним. («Юность науки», 2012). «Футбол не балет» - это любят говорить футбольные тренеры. Хотя при этом техничных футболистов часто именуют балеринами. Стенка напоминает «танец маленьких лебедей», а форвард в чужой штрафной частенько врубает «умирающего лебедя».
В области естественных наук мы готовили больше проекты экологической тематики, интегрируя предметы географии и биологии. Это проекты «Природные ресурсы Волго-Ахтубинской поймы», «У мусора есть дом», «Особенности инфраструктуры в районе МБОУ СОШ №10». В общешкольном проекте «Край, в котором мы живем» наша группа вела природоведческое направление. Мы характеризовали наши бескрайние волжские степи: степь – кормилица, степь – защитница, степь – колыбель казачества.
Погружаясь в проектные технологии обучения ты, как учитель, и твои ученики осваиваешь новые грани информационно-коммуникационных технологий. Этап подготовки компьютерных презентаций прошел быстро и ребята стали создавать видеофильмы: «Шумовые загрязнения», «Травмы в футболе», «Экологический след». Процесс создания видеоклипов и видеофильмов одинаково интересен педагогам и обучающимся. Это работа с разными компьютерными программами, запись звука, подбор музыки. Работа над каждым проектом расширяла рамки учебного процесса, стимулировала поисково-творческую деятельность ребят, требовала от них нестандартных действий.
Работая над проектом «Природные ресурсы Волго-Ахтубинской поймы», мы ездили на экскурсии в пойму, в зоологический музей Волгоградского государственного педагогического университета, создавали почвенную карту поймы и карту водных ресурсов, мини-справочник редких растений Волго-Ахтубинской поймы, которые применяются в качестве раздаточного материала на уроках биологии и географии.
Проект «У мусора есть дом» позволил старшеклассникам совместно поработать со студентами и преподавателями Волжского Гуманитарного Университета. Мы выезжали оценивать состояние городской свалки в городе Волжском, проводили оценку захламленности улиц города.
Реализуя проект про инфраструктуру, мы приняли участие в операциях станции юных натуралистов «Посади дерево» и «Город-сад», в работе городской олимпиады по школьному краеведению, где в общем зачете заняли второе место и были приглашены во второй раз для участия в областной олимпиаде.
Уровни представления проектов – школьный и городской фестиваль презентаций ученических проектов, конференция «Юность науки» и фестиваль проектов в лицее «Олимпия», городская и областная олимпиада по школьному краеведению. Защищая проекты, ребята учатся ораторскому искусству, умению общаться с аудиторией, отвечать на вопросы, правильно реагировать на критику.
Таким образом, метод проектов (от греческого «путь исследования») – это гибкая модель организации процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося. Принципы равноправных, партнерских, диалоговых взаимоотношений учителя с учениками при подготовке проектов, принципы предоставления права ребенку на самостоятельное действие способствуют развитию детского и юношеского творчества.
Категория: Общие вопросы проектной деятельности в образовании | Добавил: uchitel1 (30.01.2014) | Автор: Исаева Наталья Васильевна E
Просмотров: 1972 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz