Проектная деятельность, как способ преодоления социальной ограниченности детей с особыми потребностями средствами английского языка.
Авторы: Журавлева Т.В., Прошкина Е.В. учителя английского языка ГКООУ РО санаторной школы-интерната № 28 г. Ростова-на-Дону
Проектная деятельность, как способ преодоления социальной ограниченности детей с особыми потребностями средствами английского языка
Современная система образования нацелена на решение вопроса предоставления общего образования всем детям на равных условиях, однако не каждый ребенок способен принять его в рамках привычного школьного обучения. В своем учебном учреждении на базе дистанционного обучения мы решаем вопрос о предоставлении знаний в соответствии с требованием образовательных программ для учащихся с ограниченными возможностями. Работая с детьми, не имеющими возможности получать образование в здании учебного учреждения и требующими для себя надомного обучения, мы, прежде всего, сталкиваемся с их социальной закрытостью и ограниченностью. С одной стороны, круг их общения сужен до ближайшего окружения, и это значительно сокращает вариативность информационного потока, получаемого ребенком, что негативно сказывается на объеме базовых знаний обучаемого о мире вне стен его дома. С другой стороны, привычные модели общения с близкими людьми препятствуют развитию у школьника умения взаимодействовать и закрепляют стереотипы общения, которые затем проявляются во внешних контактах и значительно вредят продуктивности коммуникации учащегося со внешним миром. Перед учителем возникает необходимость не только обеспечить ребенка возможностью получить знания, умения и навыки по преподаваемому учебному предмету, но и социализировать школьника в обществе, предоставить ему информацию о внешнем мире, научить этике общения, данные задачи и ставит перед современными учителями образовательная среда по ФГОС нового поколения. Проведение разъяснительных бесед отнимает время от учебного процесса, что негативно сказывается на освоении предмета, приводит к возможному отчуждению учащегося от учителя, навязывает учителю авторитарный стиль поведения. Из этого следует необходимость избежать прямого воспитания, а сделать это опосредованно, через обучение предмету. Исходя из этого, продуктивным оказывается применение метода проектов. Подготовка исследования на какую-либо тему требует от учащегося самостоятельного поиска информации, и при правильном руководстве учителя и совместной работе (на первых этапах), эта деятельность откроет школьнику возможности сети Internet, как источника неисчерпаемой информации и общения. Работа с ресурсами образовательных сайтов поможет ни только найти ответ на любой интересующий вопрос, но и посодействует восполнению недостатка базовых знаний учащихся. Не находя реализацию потребности в живой коммуникации со сверстниками, ребенок частично компенсирует нехватку общения посредством электронных книг и статей Интернет-пространства. Вот почему разработка даже простого проекта обернется для ребенка с ограниченными возможностями удивительным путешествием в мир информации. Конечно, важно направить ребенка, помочь ему оставаться в рамках намеченной темы исследования в поиске собственного ответа на поставленный вопрос; избегать копирования чужого мнения; правильно взаимодействовать со сверстниками при создании совместного проекта; договариваться и приходить к общему решению в коллективной деятельности; овладеть навыками диалогического общения. Немаловажным является возможность ребенка проявить самостоятельность в решении поставленного в проекте вопроса, так как нередко проблемой школьника с ограниченными возможностями является его полная или значительная физическая зависимость от тех, кто о нем заботиться. Ментальная свобода в решении учебной задачи снимает ограничения, имеющиеся на физическом уровне. Мы видим широкое применение возможностей преподаваемого предмета в сфере социальной адаптации учащихся. Коммуникация при соблюдении всех ее правил возможна на любом языке, и потому вовлечение ребенка в проектную работу по изучаемому предмету дает, по нашему мнению, значительный стимул для развития способностей ребенка к общению; стимулирует его к поиску необходимых для этого средств и предоставляет ему комфортную среду для такого развития. При этом у учащегося решаются проблемы скудности его базовых знаний, расширяются границы его сферы интересов, выходя за пределы реалий родной страны. Такая деятельность помогает обогатить знания учащегося страноведческими сведениями, и тем самым, побуждает его изучать сходные тематики, касающиеся родной страны и укрепляет межпредметные связи, создавая единую систему знаний ребенка. Знания об особенностях жизненного уклада населения стран изучаемого языка, формируют у учащихся толерантность к другим нациям и их культурным особенностям, стимулирует развитие собственного национального самосознания. Человек с широким кругозором, терпимый и понимающий, умеющий находить общий язык с другими людьми, и даже представителями других национальностей, - цель, которую, по нашему мнению, помогает достичь применение проектной методики на уроках английского языка. Нами была опробована данная методика при создании веб-квеста для 4 класса: http://zunal.com/webquest.php?w=228470 Информацию о целях, задачах, предполагаемых трудностях и способах их преодоления, вы можете увидеть в данном веб-квесте, пройдя в раздел: Teacher page. Список использованной литературы: 1. PA Consulting: Qualitative Survey on Disability and Living Standards in Georgia, 2007, 105 С. 2. The Collected Works of L.S. Vygotsky: The Fundamentals of Defectology, Том 2, Plenum Press 1993, 349 С.