Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » I Конференция по проектной деятельности » Общие вопросы проектной деятельности в образовании

Яндекс.Метрика

Проектная деятельность как одно из условий самореализации личности учащегося (из опыта работы)
Личность ученика самоценна, у каждого ребенка есть свой жизненный опыт, свое восприятие окружающего мира. Самое важное для учителя – признание самобытности и уникальности школьника. «Я в мире и во мне» – таков путь познания ребенка. Чтобы найти себя в жизни, человек должен знать и уметь многое. Активную жизненную позицию молодого человека легче сформировать через деятельное освоение явлений социально – экономического спектра, когда он участвует в проектах моделирования социальных явлений, практически осваивает навыки ведения диалога, дискуссий и отстаивания своей точки зрения. Для того чтобы развить у детей такие навыки, следует раздвинуть стены школы, включить их в окружающий мир во всем его многообразии. Проектная деятельность позволяет решать эти задачи.

Технология проектной деятельности используется в различных направлениях моей работы не только как учителя-предметника, но и как классного руководителя. Уже несколько лет в летних профильных лагерях традиционно реализуем проекты: «Большие проблемы маленького города», «Уголок Нецветаева», «Имя Очер», «Эко-мы» направленные на формирование гражданской позиции учащихся.
Дети – настойчивые исследователи по природе. Поэтому была организована работа учащихся класса в школьном кружке «Школьная проектная лаборатория».
В рамках проектов «Знакомые лица далекой войны» и «Моя победа» ученики класса собрали и обработали информацию о событиях Великой Отечественной войны и фронтовиках-земляках, провели классные часы в начальной школе.

Проекты, созданные совместно с детьми и родителями и проводимые в классном коллективе:
• «Города-заводы Строгановых» - побывали в исторических местах Пермского края - Хохловке, Нытве, Краснокамске, Добрянке, Чермозе и Перми.
• «Классный час в музее» - посетили все экспозиции Очерского краеведческого музея.
• «Я-подросток!» - призер (3 место) 2 Всероссийского конкурса «Мой класс – моей школе».
• «Я и моя будущая профессия» с организацией социальных практик на предприятиях, где работают родители.
• «Куда пойти учиться?» - определили свои приоритеты в выборе дальнейшего образования и выбора профиля обучения.
• «Классный уголок «Классная жизнь»» - призер (2 место) 3 Всероссийского конкурса «Мой класс – моей школе».

Силами учеников разработаны и реализованы проекты «Какой он, город, в котором я живу?», «Пионерское детство наших родителей», результатами которых стали презентации о личном отношении учеников к истории родного города, рассказы о пионерском детстве своих родных.

Дети выступили инициаторами социального проекта «Память сердца» в 2010-12 г.г.: проводили трудовые десанты на закрепленной за классом территории пришкольного участка, экологические десанты на «старом» кладбище и Сосновом бору, очистили территорию места захоронения бывшего директора школы Пищалкина Н.М., поздравляли пожилых жителей города с Днем пожилого человека, организовали шефскую помощь ветеранам педагогического труда, расклеивали листовки «Наркотикам - нет!», «Свалкам – нет!», «Сохраним город в чистоте».

Мои ученики попробовали свои силы в сетевых проектах:
• на портале http://letopisi.ru: «Давайте познакомимся» - для формирования коммуникативной компетентности, изучения возможностей сетевых социальных сервисов, «Внимание, сигарета» - для профилактики вредных привычек. (Силичева Н.А. - соавтор проекта).
• на портале Образование 2.0: «Звездное приключение», «Моя победа», «Юный театрал», «Помоги птицам!», «Помоги лесу!», «Путешествие – 2011», «АртМания-2013» (г.Пермь).
• Информационно-образовательный портал сети образовательных учреждений Ярославской области: «Эколого-биологическая викторина», Международный Интернет-проект «Мосты дружбы-2012», «Живая история».

Преимущества проектной деятельности:
1. У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания - отношения учащихся между собой доброжелательные. Стараются помогать друг другу во всем. Участие в коллективных мероприятиях - 100%.
2. Каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы – при работе над новым проектом класс делится на подгруппы, каждый участник отвечает за определенный вид деятельности (кому-то легче придумать или презентовать, а кому-то сделать что-то своими руками). За годы проектной деятельности в классном коллективе сформировались подгруппы с относительно устойчивым составом.
3. Проект с точки зрения обучающегося - это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Проектная деятельность позволяет каждому ученику проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Ученики моего класса – активные участники и победители творческих конкурсов различных уровней. Участвуют как индивидуально, так и в составе мини-групп.
4. Учащиеся открывают для себя новые возможности приложения своих творческих сил, новые виды работ и формы представления результатов своих мини-исследований. Учениками были созданы буклеты, бюллетени, публикации, презентации, сайты, видеоролики, фотоальбомы, рисунки, листовки. В ходе проектов ученики научились проводить мини-исследование, находить и обрабатывать собранный материал, делать выводы, создавать презентацию-экскурсию, презентацию-рассказ, работать с Интернет – сервисами Web 2.0, общаться со своими сверстниками в сети Интернет, проводить мастер-классы и занятия с учениками начальной школы.
В течении 3 лет класс становился победителем и призером школьного конкурса «Лучший класс года». Через проектную деятельность мы делаем важные шаги по пути самопознания, самореализации и самовыражения личности ученика.

Использованная литература
1. http://www.proshkolu.ru/user/nadegda797/blog/422354/ - Надежда Николаевна Омельченко. Проектная и исследовательская деятельность.
2. О.Н. Шилова, М.Б. Лебедева. Как помочь учителю освоить современные технологии обучения. Методическое пособие для преподавателей (тьюторов) системы РКЦ-ММЦ проекта ИСО. – М: ИНТУИТ.РУ, 2006. – 132 с.

Источник: https://docs.google.com/presentation/d/1zDItpPeJ38VWFZ2NJmdCiqU4pFkbnQ7YHR9WCuU0A8A/edit?usp=sharing
Категория: Общие вопросы проектной деятельности в образовании | Добавил: silichevana (18.01.2014) | Автор: Наталья E
Просмотров: 1340 | Теги: конференция, классное руководство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]