Проектная деятельность как эффективное средство развития метапредметных компетенций обучающихся
Ж.В. Шептицкая Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 32 им. С.А. Лавочкина города Смоленска
Современная школа – это школа, в которой действуют новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [2]. Основной педагогической задачей сегодня является создание и организация условий, инициирующих действия учащихся в ходе учебной и внеучебной деятельности. Системно – деятельностный подход включает в себя развитие у учащихся постоянной внутренней мотивации к учению, умения самостоятельно конструировать свои знания для решения необходимых проблем. Такой подход невозможно осуществить без формирования универсальных учебных действий и метапредметных компетенций учащихся [4]. В рамках ФГОС разработаны и начинают внедряться программы формирования метапредметных компетенций в ходе учебной и внеучебной деятельности [3]. Формирование метапредметных компетенций учащихся основной общей школы включает в себя освоение школьниками межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных); способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике; самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности; построение индивидуальной образовательной траектории, что обеспечивает готовность к саморазвитию и непрерывному образованию, профессиональному самоопределению. Важным показателем сформированности метапредметных компетенций [1]является умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и взрослыми; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов и мнений многих людей; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Одним из способов, способствующих наиболее эффективному формированию и развитию метапредметных компетенций учащихся, является проектная деятельность учителя и учеников в ходе образовательного процесса [5]. Обучение сегодня должно быть непрерывным. По мере того, как требования к профессиям усложняются и включают в себя более широкий набор навыков высокого уровня, а также по мере того, как социальное взаимодействие становится всё более высокотехнологичным, людям нужно развивать собственные умения, чтобы идти в ногу с окружающим миром. Таким образом, педагог в школе должен не только давать знания детям, но и стать своеобразным «мостиком» между ребёнком и взрослым миром [4]. Современный учитель во время своей педагогической деятельности постоянно сталкивается с рядом проблем, которые требуют решения. К таким проблемам можно отнести: низкий уровень социализации обучающихся; недостаточный уровень сформированности теоретического мышления, универсальных способов деятельности и функциональной грамотности (способность человека адаптироваться в современном обществе, способность к самореализации, умению применять полученные в разных областях знания для решения жизненно важных задач) учащихся школы; несовершенство системы работы, направленной на формирование метапредметных компетенций в контексте самостоятельного планирования, осознанного выбора наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач, умения осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания; актуализация важности организации образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся, через моделирование индивидуальных образовательных траекторий; низкий уровень развития метапредметных компетенций учащихся; недостаточно высокий уровень развития умений обучающихся ориентироваться и работать в едином информационном пространстве. Именно на решение этих проблем направлена разработанная и внедряемая на практике «Программа развития метапредметных компетенций обучающихся посредством проектной деятельности на уроках физики, математики и во внеурочное время». Данная программа рассчитана на обучающихся 5 – 11 классов общеобразовательных школ; время реализации 2010 – 2015 годы. Цель программы - формирование и развитие метапредметных компетенций обучающихся 5-11 классов через реализацию технологии проектной деятельности. Задачи, которые должны быть решены в ходе её реализации: организация положительной мотивационной среды, направленной на развитие познавательных интересов школьников к предметам естественно – математического цикла; создание системной модели формирования и развития метапредметных компетенций учащихся через интеграцию учебных предметов; проектирование организационных форм деятельности, способствующих развитию учебной самостоятельности учащихся, навыков познавательной и учебно-исследовательской деятельности, совершенствованию умений работать с имеющейся информацией в нестандартных ситуациях в окружающем нас мире; расширяющих информационное поле учащихся на функциональном уровне посредством цифровых образовательных ресурсов мультимедийной природы; апробация системы работы, направленной на создание групповых и индивидуальных проектов, их реализацию в рамках учебной и внеучебной деятельности, а также их презентацию на конкурсах различного уровня (школьном, муниципальном, региональном, федеральном); привлечение учащихся к активному участию в дистанционных конкурсах, образовательных проектах; создание текстовых баз данных системы работы с проектной технологией и описание алгоритма деятельности по ее реализации. Можно выделить несколько этапов реализации данной программы: 1. Аналитико - подготовительный (знакомство с литературой по данной проблеме; проведение различных диагностик, направленных на выявление причин существующих проблем; определение приоритетных направлений работы); 2. Основной (создание групповых проектов, их реализация в рамках учебной и внеучебной деятельности; разработка индивидуальных проектов, их представление обучающимися на конкурсах различного уровня (школьном, муниципальном, региональном, федеральном); привлечение учащихся к активному участию в дистанционных конкурсах, образовательных проектов; распространение рабочих материалов программы в рамках образовательного учреждения (на заседаниях методического совета школы, среди учителей ШМО)); 3. Завершающий или контрольно – обобщающий этап (обобщение и систематизация результатов, полученных при реализации данной программы; проведение итоговых диагностик обучающихся, их сравнительный анализ с предыдущими данными, анализ полученных результатов). В ходе реализации программы предусмотрено регулярное (2 раза в год: сентябрь, май) проведение диагностик по изменению уровня сформированности метапредметных компетенций обучающихся. За основу взяты диагностики следующих авторов: комплексная методика для оценки уровня развития учебно – познавательной компетенции (умения анализировать, сравнивать, систематизировать, делать выводы и др.) обучающихся И.В. Овчинниковой; методика определения оценки уровня развития коммуникативной, ценностно – смысловой, общекультурной компетенций и компетенции личного совершенствования обучающихся П.И. Третьякова. На диаграмме представлена динамика развития метапредметных компетенций обучающихся (в комплексе) 5В и 9А классов в рассматриваемый период времени. На начальном этапе реализации программы уровень развития метапредметных компетенций составлял 48% и 39% соответственно. В ходе основного этапа нетрудно заметить положительную динамику: уровень развития метапредметных компетенций возрос до 61% и 58% соответственно. В процессе реализации программы учитываются индивидуальные и возрастные особенности обучающихся, поэтому в различных классах число групповых и индивидуальных проектов различно, отличаются проекты и по своей временной длительности (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные). Здесь приведена таблица, в которой отражены некоторые из осуществлённых проектов в 2010 – 2013 учебных годах. Нетрудно заметить, что формированию метапредметных компетенций (учебно – познавательной, общекультурной, коммуникативной, информационной, ценностно – смысловой, компетенции личного совершенствования) обучающихся способствует развитие межпредметных связей в процессе обучения. В ходе реализации одного проекта ученики используют знания, полученные на различных уроках школьной программы; учатся добывать, обрабатывать, систематизировать информацию из различных источников; приобретают умения объективного оценивания и самооценивания. Из данной таблицы видно, что качество осуществлённых в школе проектов достаточно высокое, о чём свидетельствует успешное участие школьников в конкурсах различного уровня. В результате внедрения данной программы прогнозируются следующие результаты: рост положительной мотивации школьников к учению на 12-16% к 2015 году (по результатам диагностики); рост познавательного интереса школьников к учебным предметам на 18-20% к 2015 году (по результатам диагностики); достижение школьниками оптимального уровня развития метапредметных компетенций к 2015 году (по результатам диагностик); создание банка данных по системе работы с проектной технологией; создание банка данных по интеграции учебных предметов; работа творческих групп, объединяющих по различным проблемам обучающихся, их родителей и педагогов. Таким образом, разработанная мною программа не только соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего образования, но и на практике доказывает, что проектная деятельность обучающихся и учителя в ходе учебной и внеучебной деятельности является естественной средой для развития метапредметных компетенций обучающихся.
БИБЛИОГРАФИЯ 1. Новиков А.М., Новиков Д.А. Образовательный проект: методология образовательной деятельности. - М.,2004. 2. Федеральный Государственный Образовательный стандарт http://standart.edu.ru 3. Электронная библиотека http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-metapredmetnyh-kompetentsiy-uchaschihsya 4. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 5. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций. Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 12 декабря. http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm