Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Проектная деятельность. Из опыта работы учителя начальных классов.
1.Название мероприятия: Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Проектная деятельность в современном образовании» . 2. Направление: Общие вопросы проектной деятельности в образовании . 3. Класс: 1-4 классы 4. Автор/ы статьи: Кокина Наталья Вячеславовна 5. Должность: учитель начальных классов 6. Образовательное учреждение: МБОУ ООШ №22 7. Республика/край: Владимирская область 8. Город/поселение: г. Ковров 9. Краткая аннотация статьи: В данной статье делюсь опытом проектной работы с младшими школьниками во внеурочной деятельности и на уроках, в частности используя платформу ГлобалЛаб. Проектная деятельность. Из опыта работы учителя начальных классов.
"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность" Бернард Шоу
В Концепции модернизации содержания общего образования говорится, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. Компетентностный подход – один из способов достижения нового качества образования. Метод проектов, являясь одним из основных методов обучения, как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных. "Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоятельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагогическом смысле этого слова". Так писал в 1918 г. один из основоположников "метода проектов", последователь Джона Дьюи, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Килпатрик. В нашей школе существует научное общество учащихся (НОУ). Научное общество учащихся — добровольное творческое объединение школьников. В НОУ ребята совершенствуют знания в отдельных областях науки и искусства, приобретают навыки работы с научной литературой и овладевают элементами поисковой деятельности под руководством педагогов, преподавателей дополнительного образования и других специалистов. В этом учебном году всю первую четверть ребята придумывали название, девиз и эмблему общества. Сегодня научное общество называется «Эврика», работаем под девизом «Радость открытий – радость жизни». Целью НОУ является воспитание и развитие учащихся, создание условий для их самоопределения, самореализации, на основе поисковой и исследовательской деятельности. Задачи НОУ: - воспитывать интерес к познанию мира, к углубленному изучению предметов школьного цикла; - развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике; - развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать оформлению реферата и доклада о результатах самостоятельных работ; - формировать единое школьное научное сообщество со своими традициями; - создавать условия для реализации познавательных интересов учащихся; - знакомить учащихся с методами и приемами поисковой и элементами исследовательской практической деятельности; - развивать творческие способности учащихся; - формировать понимание ценности научных знаний для каждого человека и общества в целом. В каждом классе выбрали министра. Совет министров намечает план работы, осуществляет связь с каждым классом. В эти дни министры готовят отчёт по проекту «Наш Новый год». Каждый класс должен предоставить материал о том, как в классах прошли новогодние праздники. Являясь тьютором ГлобалЛаб, я познакомила министров с сайтом ГлобалЛаб и предложила принять участие в некоторых проектах. Платформа ГлобалЛаб включает элементы специализированной социальной сети, направленной на поддержку совместной исследовательской деятельности школьников разных стран мира; служит рабочей площадкой для тех, кто хочет изучать мир, работая вместе; содержит набор программных инструментов, обеспечивающих успешное выполнение совместных сетевых исследовательских проектов; позволяет создавать и публиковать на сайте исследовательские проекты, в которых могут участвовать все члены сообщества. Для учителя – это возможность налаживать проектную работу в классе, сотрудничая с коллегами всего мира.
Наши ребята уже приняли участие в ряде проектов: «День знаний», «Сколько весит школьный портфель?», «Мой спорт», «Наши питомцы», «Нет слов? Одни эмоции!», «Летние путешествия», «Учитель, которого ждут» и другие. Некоторые ребята благодаря идеям сайта нашли темы для своих исследований. В 3 четверти планируем проект для учеников 4 класса «Один день из жизни четвероклассника» и большой проект «Сдай батарейку – спаси планету!». Взглянув на обычную пальчиковую батарейку, вы всегда увидите на ней знак, означающий: «Не выбрасывать, необходимо сдать в спецпункт утилизации». Подсчитано, что одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, может загрязнить тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей! В батарейках содержится множество различных металлов — ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, марганец и цинк, которые имеют свойство накапливаться в живых организмах, в том числе и в организме человека, и наносить существенный вред здоровью. Во всём цивилизованном мире отработанные батарейки собирают и утилизируют отдельно от бытового мусора. Это нормально - не отравлять землю ядом! Хочу рассказать о работе с моим классом. Платформа ГлобалЛаб помогает в организации внеклассных мероприятий и уроков. Например, на классном часе 1 сентября мы обычно вспоминаем летний отдых. Я прошу ребят принести фотографии о летнем отдыхе, подготовить небольшой рассказ. Так, в 3 классе мы оформили газету с фотографиями летнего отдыха. В этом году ребятам было предложено принять участие в проекте на сайте ГлобалЛаб. Конечно, не все откликнулись. Но ведь «лиха беда начала»! На уроке информатики нам встретилось задание ( Горячев А.В. «Информатика» 4 класс, № 39) – ответить на вопрос «Что делает ученик? Что делает учитель?» После выполнения задания я задала вопрос: «А какого учителя вы ждётё?». Ребята удивились. Я предложила им принять участие в проекте «Учитель, которого ждут». На сайте много интересных идей, которые можно использовать на разных уроках. Конечно, я и сама придумываю проекты. Например, в 3 классе мы с учениками весь год работали над различными проектами: «Война 1812 года», «Как встретить Новый год?», «Мы в ответе за тех, кого приручили» и другие. Учусь включать проектную работу в урок. Приведу примеры. 1 класс. Русский язык. Тема: «Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу». В урок вошёл проект «Часы и время». Продукт: ребята разработали и создали авторские часы, которые показывают необычное время: время чудес, время счастья и т.п.
4 класс тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих». Урок закрепления прошёл в виде проекта по теме. Продукт - памятка написания существительных с шипящей на конце, созданная в группах. Хочу отметить, что первым шагом к проектной работе для меня стало изучение и внедрение групповых форм работы. Считаю необходимым сказать об оценке проектной работы. Если работа индивидуальная, достаточно чётко сформулировать требования к работе. Требования разместить на видном месте. Можно сами требования разрабатывать вместе с учениками. На уроке, например: оцениваем насколько материал интересен, наглядно представлен, чётко изложен. Если проект групповой, необходимо контролировать участие каждого ученика в проекте. Эту работу можно доверить самим ученикам. Например, при работе над проектом «Война 1812 года» ответственный в каждой группе заполнял оценочный лист на каждого участника проекта. Не принял участие. Принимал участие. Активно принимал участие. Сбор материала Выдвижение идей Оформление работы Участие в презентации По завершению работы над проектом я предлагаю ребятам заполнить оценочный лист (закрашивают нужный прямоугольник): Работа. Только с помощью взрослых. Частично с помощью взрослых. Полностью самостоятельно. Новые знания. Не узнал ничего нового. Узнал немного нового. Узнал много нового. Интерес. Было не интересно. Иногда было интересно. Было очень интересно. Если в классе много различных проектов, хорошо на видном месте разместить лист «Участие в проектах», где будет список учеников, название проектов. Всегда советую ребятам вести дневник проекта. В дневник проекта следует записать цель работы, задачи, этапы выполнения. Дневник даёт возможность учителю не только проконтролировать каждого ученика, но, что особенно важно, оказать нужную помощь и поддержку. В заключении, хочу дать несколько советов учителю, работающему по методу проектов. 1. Вы должны быть уверены, что тема проекта интересна для многих учеников в классе. 2. Убедитесь, что тема проекта достаточна гибкая и её можно рассматривать с различных точек зрения, с тех позиций, которые отражают личный опыт ученика и психологические свойства его личности. 3. Обратите внимание, предполагает ли решение проблемы различные виды деятельности. Попытайтесь включить разные элементы: изготовление предметов, рисунки, аппликации, записи на пленку, интервью и т.д. Пусть сделают меньше, но лучше. Постарайтесь, чтобы у ребят оставалось время и на другие предметы. 4. Всегда будьте рядом с учащимися, чтобы протянуть им руку помощи, воодушевляйте их. Пытайтесь вовлечь других учителей в работу над проектом. 5. Прокомментируйте или оцените работу ученика. Ничто так не угнетает, как ощущение, что твою работу игнорируют или откладывают, будто наименее важную. Удачи вам в проектной работе! |
Категория: Общие вопросы проектной деятельности в образовании | Добавил: Натуля (12.01.2014) | Автор: Кокина Наталья Вячеславовна E |
Просмотров: 6215 |
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
|