Суббота, 31.10.2020
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 403
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Практическое применение методов и приемов развития творческой деятельности учащихся на уроках английского языка
Практическое применение методов и приемов развития творческой деятельности учащихся на уроках английского языка

1. Название мероприятия : Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Проектная деятельность в современном образовании»
2. Направление: Общие вопросы проектной деятельности в образовании
3. Класс 5-9
4. Автор статьи: Мустафина Раиля Мусиевна
5. Должность: учитель английского языка
6. Образовательное учреждение: МБОУ МО города Нягань «Гимназия»
7. Республика/край: ХМАО-Югра
8. Город: Нягань
9. Краткая аннотация статьи: В статье автор делится своим опытом работы по использованию проектной технологии на уроках английского языка, рассматриваются ролевые-игровые проекты и творческие проекты, переходящие в театральную деятельность во внеурочное время.

Главное требование, предъявляемое условиями современной жизни к уровню владения иностранными языками, заключается в том, чтобы человек мог общаться на иностранном языке, решать при его помощи свои жизненные и профессиональные проблемы.
Такое понимание цели изучения иностранного языка нашло отражение и в целях обучения иностранным языкам в школе, которые заключаются в развитии коммуникативной компетенции и развитии творческой личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала иностранного языка через «формирование у учащихся потребности изучения иностранных языков и овладении ими как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации в поликультурном полиэтническом мире в условиях глобализации на основе осознания важности изучения иностранного языка как средства общения и познания в современном мире». Это означает, что обучение иностранному языку, осуществляемое не только на уроке, но и во внеурочной деятельности, должно вносить конкретный вклад в формирование гармонично развитой личности. Это предполагает прежде всего развитие у учащихся творческой самостоятельности, формирование осознанного и преобразующего характера их активности
Каждый учитель знает, как важно пробудить интерес учащихся к своему предмету, уйти от формальной зубрежки, внести в учебный процесс игровые, развлекательные элементы, активизировать познавательные мотивы обучения. В этом отношении иностранный язык – особый предмет. Ученикам приходится пройти долгий путь усвоения чужого языка через заучивания новых слов и грамматических правил. А им хочется уже сейчас и сразу получить подлинное удовлетворение от общения с иной языковой культурой, оценить знаменитый, своеобразный английский юмор, удивить друзей знанием английских стихов, считалок и загадок.
Именно поэтому чтобы урок повышал мотивацию учащихся в изучении иностранного языка, материалы, на основе которых происходит изучение языка, и методы, с помощью которых учитель проводит урок, должны быть интересными и учителю, и детям.
Я работаю в Няганской городской гимназии десятый год. В своем большинстве здесь учатся дети, наделенные выдающимися способностями к какому либо предмету. Их часто называют одаренными детьми. Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой таких детей. Поэтому я стремлюсь повысить интерес учащихся к английскому языку через развитие творческих способностей в них используя различные методы обучения. Интересные идеи я беру со страниц методических журналов и сайтов Интернета.
Практически во всех заслуживающих внимания публикациях об образовании и нормативных документах обсуждаются такие новации, как деятельностный характер организации образования, компетентностный подход, наконец, проектная деятельность школьников.
Использование метода проекта нельзя назвать новым словом в школьном обучении. Исторически он появился в середине прошлого столетия, когда в поисках новых форм организации учебных занятий некоторые школы обратились к опыту ВУЗ. Но и доныне метод проектов является одним из востребованных в обучении учащихся иностранному языку. Его применение способствует развитию и индивидуализации личности ребёнка, формированию мотивации к получению учащимися знаний. Благодаря деструктивному характеру проектного обучения учащиеся не только приобретают знания по изучаемому языку, но у них развивается творческая направленность и активность.
Как известно, в области иностранного языка существуют:
1. Конструктивно-практические проекты – коллаж, дневник наблюдений, придумывание игры и ее описание;
2. Ролевые проекты – разыгрывание игры, драматизация или сочинение пьесы;
3. Информационные и исследовательские проекты – «Изучение своего региона, или какой- нибудь страны»;
4. Проекты конкретного социологического исследования, например «Влияние американской и британской культуры на образ жизни в моей страны»;
5. Издательские проекты – буклеты, школьные журналы, школьные газеты;
6. Сценарные проекты – Ток-шоу, Вечер английского языка, ремиксы фильмов, фильмы;
7. Творческие работы – свободное литературное сочинение (сказка, рассказ, комикс), литературный перевод произведения на родной язык.
В своей работе я предлагаю учащимся работать над всеми видами проектов. Проект – это задание, которое дается, как правило, в конце изучения определенной темы. В процессе подготовки, создания и представления проекта создается реальная ситуация деятельности: дети интервьюируют людей, ищут материал в Интернете, составляют графики, пишут статьи, рисуют плакаты, издают книги и буклеты, сочиняют стихи, создают сценарии своих фильмов и снимают их, озвучивают фильмы и мультфильмы на английском языке.
Нельзя сказать, что первые проекты были успешными, но надо отметить, что ребята с удовольствием принимали участие в подготовке очередного проекта. Для каждого ребенка в проекте находилось дело по душе и по силам. Более того, в каждой группе есть «сильные» учащиеся, которые оказывают помощь другим учащимся.
Особое внимание в этой статье хотелось бы уделить такому виду проектов, как ролевые-игровые проекты, которые стали перекидным мостиком к театральной деятельности во внеурочное время, развивающей в большей мере творческие способности учащихся.
В применении ролевых-игровых видов проекта на уроках английского языка у учащихся коммуникативная направленность становится одним из принципов образовательного процесса. Этот вид проектов рассматривается, как технология обучения и воспитания, направленная на развитие коммуникативных способностей учащихся средствами постановок.
Использование ролевой игры усиливает эмоциональное восприятие материала, в процессе игры учащиеся приобретают опыт речевого общения. Возможность говорить не от своего имени, а от имени персонажа, роль которого играет ученик, позволяет освободиться от страха показаться смешным, от стеснительности и тревоги. А именно страх, как известно, формирует психологический барьер, сковывающий школьников, создающий эмоциональную напряженность.
В процессе изучения английского языка игра-драматизация встречается довольно часто – это лексика, грамматика, а также разговорные формы отрабатывающиеся в диалогах и монологах. Ученики общаются на английском языке на определенную тему, составляют свои собственные диалоги по ключевым словам, и во всех этих упражнениях присутствует элемент игры-драматизации. Каждая тема диалога может быть разыграна в нескольких вариантах по ранее заготовленному самими учащимися сценарию на основе прочитанного диалога.
Авторы УМК « Английский в фокусе» (Spotlight) Н.Быкова, М. Поспелова, Ю. Ваулина и др. и авторы УМК «Английский язык для школ, лицеев и классов с углубленным изучением» О.В. Афанасьева, И.В. Михеева (по этим учебно-методическим комплектам я работаю в своей гимназии) предлагают школьникам интересные темы и большое количество разговорных клише. Но простое их заучивание не приведет к долговременному запоминанию, и поэтому после разговорных выражений и готовых диалогов авторы предлагают разыгрывать ситуацию по теме.
Мало кто из учащихся остается равнодушным перед возможностью попробовать себя в актерском амплуа. Все дети становятся активными участниками или свидетелями использования иностранного языка. Сначала сознательно, а затем и подсознательно «привязывают» различные речевые обороты к определенным ситуациям общения; более уверенно оперируют ими при выполнении коммуникативно-направленных упражнений; быстро овладевают новой, обусловленной сюжетом лексикой.
Опыт показал, что использование ролевых-игровых проектов на занятиях английского языка способствует повышению уровня знаний и навыков, полученных детьми в процессе обучения. Театрализованные постановки на уроках не являются самоцелью, а способствуют повышению мотивации школьников в усвоения содержания учебного материала, помогая создать ситуацию, в которой желание речевой деятельности значительно опережает языковые возможности детей, создавая тем самым исключительно благоприятные условия для усвоения новых знаний, развития навыков употребления новых речевых единиц в речи.
Но после того как мне и ребятам, которых я обучаю, посчастливилось дважды (в марте 2012года и в январе 2013 года) побывать в Lewis School of English в городе Саутгемптоне в Великобритании, сорока пяти минут урока для использования английского языка стало не достаточно.
В этой школе преподаватели работают в рамках проекта Theatre Express, который включает в программу обучения детские театральные постановки, а проще говоря, уроки драмы. Меня удивило отсутствие в работе над пьесой сложных грамматических конструкций, отрабатывались не сложные фразы, а языковые структуры, которые несут функциональную нагрузку. И это работало. Дети были свободны в движениях, в произнесении предложений и каждый играл маленькую, но свою главную роль. У них не все получалось, но никто над ними не смеялся.
Приехав домой ребятам, а это были дети из разных классов, не захотелось расставаться. В Англии им понравилось быть вместе, разговаривать по-английски и радоваться успехам друг друга. Здесь в России они попросили меня организовать кружок английского языка, который они назвали «Театр». Сценарии своих постановок они составляли сами на основе детских сказок с использованием песен, скороговорок и jazz chants, которые они изучали на уроках английского языка. В учебниках авторов Афанасьевой О.В., Михеевой И.В., по которым они обучаются, в большом количестве представлен это материал.
Идея использования приемов театрализации и драматизации отдельно в ходе урока или во внеурочной деятельности сама по себе не нова. Ребята и раньше участвовали в детских постановках во время Декады иностранного языка. Но это были готовые детские сказки, а роли исполняли учащиеся только одного определенного класса. Новым является тот факт, что сейчас дети сами создают и творят. Они являются не только актерами, но и авторами инсценировок, создаваемых на базе литературных произведений. В их основу положены не абстрактно выбранные драматические произведения, а языковой (фонетический, лексический, грамматический, культуроведческий) материал, соответствующий требованиям государственного стандарта преподавания английского языка. Так за такое короткое время появился сценарий спектакля «Незнайка в цветочном городе». Почему именно это произведение? Просто его знают все участники театра, и оно включает в себя большое количество персонажей. А каждый участник хотел иметь для себя какую-нибудь роль. Составленный сценарий спектакля можно считать творческим проектом, являющимся результатом синтеза урочной и внеурочной деятельности и реализации идей школьников при обучении английскому языку.
В ходе работы над спектаклем ребята получили прекрасную возможность для выражения собственной индивидуальности и развития своих творческих способностей. Некоторые полагают, что выучивание роли является чисто механическим процессом. Но в этом случае это не так. Дети часто импровизировали, меняя отдельные реплики и не испытывая страха перед говорением на английском языке. Во время своей работы они творчески переосмысливали сюжет, мотивацию поступков персонажей, порой меняя свое отношение к ним. В любой мизансцене отчетливо проявлялись индивидуальность, творческие способности и личностные качества каждого ребенка, уровень его обученности.
К следующему учебному году участники нашего театра, вдохновленные своими успехами в театре и, особенно на уроках, решили продолжить свою работу.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: использование ролевых – игровых проектов, включающих в себя элементы драматизации, на уроках английского языка, и театрально-языковую деятельность во внеурочное время повышает мотивацию учащихся к его изучению, облегчает и обогащает процесс общения, повышает культуру школьника и развивает его творческие способности.

Использованная литература:
1. Федеральный компонент государственного стандарта. Сборник нормативных документов. Иностранный язык./ составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- 2-е издание, стереотипное. Дрофа. Москва, 2008г.
2. Примерные программы по иностранным языкам. Сборник нормативных документов. Иностранный язык./ составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- 2-е издание, стереотипное. Дрофа. Москва, 2008г.
3. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Учебник.– М., Высшая школа, 1982.
4. Ерхова Е.Л., Захаркина С.В., Атаманчук Е.С. Английский язык. 5-11 классы: театрально-языковая деятельность: технология, сценарии спектаклей. Волгоград, Учитель, 2009.
5. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. Пособие для учителей. – М., АРКТИ, 2002.
Категория: Общие вопросы проектной деятельности в образовании | Добавил: railya_mustafina (23.08.2013) | Автор: Мустафина Раиля Мусиевна E
Просмотров: 3450 | Теги: проектная технология, творческие проекты, ролевые -игровые проекты | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2020
Используются технологии uCoz