Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » I Конференция по проектной деятельности » Общие вопросы проектной деятельности в образовании

Яндекс.Метрика

Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях реализации Федеральных государственных требований
Тарасова Д.Н.,
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3»
города Бийска Алтайского края

Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях реализации Федеральных государственных требований

Сейчас в педагогической среде, и в частности в дошкольной, много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому.
Главная задача образования сегодня - это развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях, а дошкольное образование – это первое звено в системе непрерывного образования.
Проектная деятельность, как ни какая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин:
-Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
-Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
-В-третьих проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.
Проектная деятельность как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Проектная деятельность отвечает и требованиям ФГТ по следующим параметрам:
- соответствует технологии развивающего обучения
-обеспечивает интеграцию образовательных областей
-повышает уровень познавательной активности детей
- способствует развитию мотивации детей
- обеспечивает бесценный опыт совместной продуктивной деятельности со сверстниками, взрослыми, родителями.
А так же позволяет реализовать научные принципы построения основной общеобразовательной программы и развивать интегративные качества ребенка, которые являются итоговыми результатами освоения детьми образовательной программы.
В нашем педагогическом коллективе мы на основе анализа терминов, пришли к выводу, что детский проект - это сложноорганизованный под руководством воспитателя процесс, который помогает решить возникшую детскую проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов.
Отличительными особенностями, на мой взгляд, детской проектной деятельности являются следующие факты:
- разворачивается в проблемной ситуации, которая не решается прямым действием
- участники мотивированы
- носит адресный характер
Таким образом, при реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеразвивающей программы реализация проектного метода предполагает комплексно-тематическое планирование.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для сам. выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
- исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
-информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Список используемой литературы:
1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
3. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
4. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
5. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.
6. // Дошкольное воспитание. № 1, 2 2007, № 5, 12 2008.
7. // Дошкольное образование. № 8, 12 2008.
8. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 5. 2009 - с. 58.
9. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2009 - с. 69.
10. // Дошкольная педагогика. № 5. 2008, № 5. 2009.
Категория: Общие вопросы проектной деятельности в образовании | Добавил: Dascha (03.11.2013) | Автор: Дарья E
Просмотров: 2378 | Теги: Тарасова Дарья Николаевна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]