Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях реализации Федеральных государственных требований
Тарасова Д.Н., воспитатель МБДОУ «Детский сад № 3» города Бийска Алтайского края
Организация проектной деятельности с детьми дошкольного возраста в условиях реализации Федеральных государственных требований
Сейчас в педагогической среде, и в частности в дошкольной, много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому. Главная задача образования сегодня - это развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях, а дошкольное образование – это первое звено в системе непрерывного образования. Проектная деятельность, как ни какая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин: -Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. -Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. -В-третьих проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта. Проектная деятельность как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Проектная деятельность отвечает и требованиям ФГТ по следующим параметрам: - соответствует технологии развивающего обучения -обеспечивает интеграцию образовательных областей -повышает уровень познавательной активности детей - способствует развитию мотивации детей - обеспечивает бесценный опыт совместной продуктивной деятельности со сверстниками, взрослыми, родителями. А так же позволяет реализовать научные принципы построения основной общеобразовательной программы и развивать интегративные качества ребенка, которые являются итоговыми результатами освоения детьми образовательной программы. В нашем педагогическом коллективе мы на основе анализа терминов, пришли к выводу, что детский проект - это сложноорганизованный под руководством воспитателя процесс, который помогает решить возникшую детскую проблему в результате самостоятельных действий воспитанников с обязательной презентацией этих результатов. Отличительными особенностями, на мой взгляд, детской проектной деятельности являются следующие факты: - разворачивается в проблемной ситуации, которая не решается прямым действием - участники мотивированы - носит адресный характер Таким образом, при реализации Федеральных государственных требований к структуре основной общеразвивающей программы реализация проектного метода предполагает комплексно-тематическое планирование. Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта: 1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта. 2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями). 3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта. 4. Составление плана-схемы проекта. 5. Сбор, накопление материала. 6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. 7. Домашние задания для сам. выполнения. 8. Презентация проекта, открытое занятие В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов: - исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; - ролево-игровые проекты (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); -информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); - творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»). Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Список используемой литературы: 1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. 2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с. 3. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4. 4. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с. 5. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4. 6. // Дошкольное воспитание. № 1, 2 2007, № 5, 12 2008. 7. // Дошкольное образование. № 8, 12 2008. 8. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 5. 2009 - с. 58. 9. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2009 - с. 69. 10. // Дошкольная педагогика. № 5. 2008, № 5. 2009.