Оценка проектной деятельности учащихся. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграции фактических знаний, но и на их применение, а также приобретение новых знаний для активного включения в освоении новых способов деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности этапов проектирования: -определение целей проекта; -определение задач проекта; - создание плана, программ проекта; - реализация проекта; - презентация или защита проекта (представление проекта либо учителю, любо экспертной комиссии проекта). При организации проектной деятельности учитель должен указать предлагаемые темы и примерные сроки сдачи. Очень важно уже на начальном этапе проекта определить, что именно будет подвергаться оценке и по каким критериям. Будет оценка касаться только продукта или также хода проекта, эффектов, которые его сопровождают, например личностных изменений или изменений среды. Оценка проектной деятельности происходит по различным критериям: - критерии оценивания выполнения проекта по технологии проектной деятельности; - критерии защиты проекта, оценивается по содержанию и владению материалом представленного проекта. Необходимо отметить, что составление оценочных критериев носит весьма субъективный характер, так как учитель может либо добавлять, либо убирать критерии оценки, опираясь на уровень обученности учащихся и масштаб выполняемого проекта. Предлагаю следующие критерии оценки проектной деятельности учащихся. I. Критерии оценивания выполнения проекта по технологии проектной деятельности: 1. Актуальность выбранной темы. 2. Глубина раскрытия темы, выполнение поставленных задач. 3. Практическая ценность проекта. 4. Соответствие плану. 5. Обоснованность выводов. 6. Оригинальность и разнообразие подходов разработки и реализации проекта. 7. Правильность и грамотность оформления. II Критерии защиты проекта, оценивается по содержанию и владению материалом представленного проекта: 8. Выступление на защите ( владение материалом предоставляемого проекта, наглядность, культура речи) 9. Умение отвечать на вопросы. 10. Умение защищать свою точку зрения. При подведении итогов проектной деятельности можно использовать лист отзывов, который включает в себя следующие разделы: мнение ( достоинства и недостатки проекта), пожелание. Работа учащихся оценивается по каждому критерию по пятибалльной системе, баллы по каждому критерию суммируются. Следовательно, 50 баллов - наивысшая оценка. Отметка за выполненный проект ставиться в соответствии набранному количеству баллов: «5» ставиться за правильное и точное выполнение проекта при отсутствии ошибок при защите проекта (50-40 баллов), «4» - за правильное выполнение проекта с учетом незначительных ошибок при защите проекта (41 -30 баллов), «3» - выполнение проекта с учетом неточностей и незначительных ошибок при защите (31 – 10 баллов), «2» - за невыполнение проекта или несоответствие проекта критериям оценивания (9 – 0 баллов). Критерии оценивания деятельности учащихся являются важным средством диагностики успешности обучения: выявленные проблемы на основании сравнения работ, выполненных учащимися, позволяют внести изменения в процесс обучения, направить работу учащихся в нужное направление. Учитель сам определяет, какие критерии он будет использовать при оценке проектной деятельности. Количество критериев оценки проектной деятельности может зависеть: от количества участников проекта (индивидуальный или групповой); от направленности проекта; от масштаба проекта (школьный, районный, городской, международный) и т.д.