Среда, 24.04.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Метод проектов как средство формирования ИКТ-компетенций школьников Часть2 (из 2-х)
Проектный метод обучения на уроках и во внеурочное время
Современный человек должен не только обладать неким объемом знаний, но и уметь учиться, т.е. уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности: определять цели познавательной деятельности, находить оптимальные способы реализации поставленных целей, использовать разнообразные информационные источники, искать и находить необходимую информацию, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, планировать, сотрудничать с другими учащимися. А научить всему этому позволяет как раз проектный метод обучения как на уроках так и во внеурочное время. Ключевой точкой в образовании становится опыт деятельности ребенка. Метод проектов как технология компетентностно-ориентированного образования подразумевает продуктивную деятельность учащихся, способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности, а также компетентности, которую условно можно назвать “способностью к деятельности”. В процессе реализации проекта у учащихся формируется готовность к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии.
Проектный метод используется в качестве ведущего для проверки уровня практической подготовки учащихся в овладении информационными технологиями, использовании эффективных методов и средств для создания информационного продукта. Китайская пословица “Скажи мне – я забуду. Покажи мне – я могу запомнить. Позволь мне сделать самому это – и это станет моим навсегда” как нельзя лучше характеризует данный вид деятельности.
При реализации проекта предполагается применение нескольких программных продуктов. Поэтому учащиеся приобретают умения и навыки применения соответствующих ИКТ-технологий, например, для записи и обработки своего голоса, сканирования фото, обработка видеофрагментов и т.д. Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требуют работы с дополнительными источниками информации, развивают умения анализа, синтеза, обобщения. Таким образом, помимо знаний формируются навыки социального поведения и интереса к другому человеку как источнику познания.
Все проекты, которые создаются ребятами, обязательно имеют практическое применение, могут использоваться учителями на уроках, на классных часах, на родительских собраниях.
Система мероприятий по организации проектной учебно-исследовательской деятельности обучающихся охватывает всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и их родителей.
Все педагоги имеют возможность выработать общие подходы к проектной учебно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках работы проблемной группы по данному виду деятельности.
В проектную учебно-исследовательскую деятельность обучающихся включены родители, помогающие в подборе темы исследования и оформлении работ, предоставляющие площадки для проведения исследовательских мероприятий, а в некоторых случаях — являющиеся вторыми научными руководителями работы.
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) являются неотъемлемой частью современной действительности. Всемирная компьютерная сеть, глобализация информационно-образовательного пространства, использование телевизионных, спутниковых технологий коренным образом изменили технологии обучения. Реалии сегодняшнего дня требуют практически от всех участников образовательного процесса для получения на выходе полноценного, конкурентноспособного, компетентного специалиста уникального объединения знаний, навыков и опыта работы, выраженных в технологии решения поставленных задач средствами современных информационных и коммуникационных технологий (т.е. ИКТ-компетенции).
Эффективное использование средств ИКТ связывается с формированием ИКТ-компетенции участников образовательного процесса. В этой связи ИКТ-компетенцией называют готовность использовать в практической деятельности усвоенные знания, умения и навыки в области информационных и коммуникационных технологий для: доступа к информации; обработки информации; интеграции информации; оценки информации; создания информации и т.д.
Использование метода проектов способствует развитию творческого подхода к изучению информационных технологий и формирует ИКТ-компетенции.
Метод проектов - набор техник и приемов, позволяющих создавать образовательные ситуации, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Использование метода проектов позволяет не только создать «естественную среду для формирования компетентностей», но и обеспечить: освоение/ присвоение новых способов деятельности на интегрированном уровне появление опыта ответственного действия по постановке и разрешению «своей» проблемы, появление опыта соорганизации ресурсов для достижения собственной цели.
В приложении к статье предлагается презентация, в которой более подробно рассказывается о методике использования проектной учебно-исследовательской деятельности школьников в учебно-воспитательном процессе, приводятся примеры проектов, реализуемых в школе.

Список литературы
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года //Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р.
2. Бершадский М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностый подход в учебном процессе //Педагогические технологии. – 2009. №4.
3. Бочарникова М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации //Начальная школа. – 2009. №3.
4. Гайдамак Е.С. Реализация компетентностного подхода в процессе обучения информатике и информацинным технологиям на основе применения кейс-метода [Электронный ресурс] //Информационные технологии в образовании – Режим доступа: http://ito.edu.ru/2003/II/3/II-3-2577.html, свободный.
5. Дахин А.Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? //Стандарты и мониторинг в образовании. – 2004. №2.
6. Земскова А.С. Использование кейс-метода в образовательном процессе //Совет ректоров. – 2008. №8.
7. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стадии. /Под редакцией Г.Н.Прозументовой/ Томск – 2003.
8. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс]//Школьные технологии. – 2004. №5. Режим доступа: http://www.orenipk.ru/seminar/lebedev.htm, свободный.
9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] //Интернет-журнал «Эйдос». – 2002 – 23 апреля. Режим доступа: http://wwweidos.ru/journal/2002/0423.htm, свободный.

Источник: http://yadi.sk/d/DYjbIsB3BvU64
Категория: Общие вопросы проектной деятельности в образовании | Добавил: vintergb (31.10.2013) | Автор: Винтер Галина Борисовна E
Просмотров: 2052 | Теги: метод проектов, ИКТ-компетенциb школьников | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz