Суббота, 20.04.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Интернет-проекты на уроках иностранного языка
С каждым годом интернет занимает всё более прочные позиции в системе отечественного образования. Сегодня трудно найти преподавателя, который не использует возможности интернета для самообразования, поиска и отбора материала, предназначенного для изучения, участия в online-курсах и проектах, переписки с зарубежными коллегами. Однако всё чаще интернет становится не просто вспомогательным средством для подготовки преподавателя к занятиям, а эффективным средством обучения на уроке.
В качестве интернет-технологий наибольшей популярностью со стороны преподавателя в образовательной среде пользуются поиск информации в сети, создание рабочих листов для урока с помощью интернет-ресурсов, разработка материалов урока, создание интернет-проекта. Старшеклассникам же предлагается самостоятельное изучение некоторых тем урока, обсуждение дискуссионных вопросов посредством электронной почты, дистанционное изучение темы курса под руководством преподавателя, знакомство с литературой, историей и культурой страны изучаемого языка, получение справочной информации, участие в интернет-проекте.
Остановимся на технологии использования интернет-проекта в обучении иностранному языку. Как справедливо отмечает Е.С. Полат, метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности [2]. Интернет-проект, таким образом, предполагает комплексную работу над иностранным языком с помощью интернет-ресурсов.
Рассмотрим конкретный пример интернет-проекта по теме “20 лет падения Берлинской стены” в обучении немецкому языку.
Организационный этап работы над проектом включает в себя постановку целей, планирование речевой деятельности на уроке, создание рабочих листов с объяснением последовательности работы и разработку критериев оценки результатов проекта. Наш проект предназначен будущим педагогам, поэтому в качестве практической цели выступает развитие методической компетентности студентов в области проектирования элементов урока. Это означает, что перед старшеклассниками стоит задача не просто собрать и обобщить сведения по предложенной теме, но и создать на их основе продукт, который может быть использован в школьной практике или самостоятельной обучающей деятельности. Таким продуктом может являться презентация в Power Point, ориентированная на школьников старших классов, изучающих немецкий язык в качестве основного в школе. Сопутствующими целями проекта являются развитие монологической и диалогической речи в процессе реализации проекта и воспитание профессиональных ценностей будущих учителей немецкого языка. В рабочих листах отражена последовательность деятельности старшеклассников на уроке (пример рабочего листа см. ниже). Это поиск информации в интернете по одной из подтем: Stunde Null, Berliner Blockade, Mauerbau, Mauerfall, адаптация информации для школьников, копирование обработанного текстового материала в один из слайдов макета презентации в Power Point, подбор в интернете картинки к тексту, вставка её в слайд презентации, выбор в интернете мероприятия, посвящённого падению Берлинской стены. Старшеклассники работают в парах или мини-группах, слайд каждой группы складывается в одну общую презентацию, которая и становится продуктом реализации проекта. В качестве основных критериев оценки такого продукта выступают соответствие плана содержания (текстовый материал) и плана выражения (лексико-грамматические конструкции) продукта потребностям школьников, эргономичность наглядного материала и грамотность презентации результатов своей деятельности.
Этап реализации проекта предполагает деятельность ребят по поиску, обработке и презентации материала в соответствии с указаниями рабочего листа. Для составления одного из слайдов общей презентации в каждой подгруппе обсуждается отбор информации, пути её адаптации для школьников, технические аспекты обработки текстового и иллюстративного материала. Таким образом, работа каждой пары или мини-группы становится частью одного общего продукта – презентации.
И наконец, последний этап работы над интернет-проектом составляет оценка проектной деятельности с опорой на разработанные критерии и самоанализ старшеклассников. Каждый слайд рассматривается с точки зрения соответствия его уровню владения языком старших школьников, аккуратности исполнения и грамотности предъявления материала.
В качестве примера прилагаем конспект урока.
Internet-Projekt
20 Jahre Mauerfall
Sprachniveau B1 / B2
Ziel des Projektes Entwicklung der methodischen Kompetenz der Schuler im Gestalten des Unterrichts
Schulerverlauf
Phase Aktivitaeten / Strategien / Kommentar Sozial-formen der Arbeit Material / Medien
Begruessung Gegenseitige Begruessung.
Fragen an die St.: Wie geht es?
Wie meinen Sie, warum sind wir heute im Computerraum?
L. sammelt Vermutungen. L-S
Plenum
Einstieg ins Thema Die S. sehen sich den Videoclip mit der Rede der Fr. Angela Merkel anlaesslich des 20-jaehrigen Jubilaeum des Mauerfalls an
http://www.spiegel.de/video/video-1030836.html
und bestimmen das Thema der Rede und die Aktualitaet. Plenum Videoclip,
Projektor
Zielsetzung Die S. bestimmen die Ziele der Projektarbeit nach 6 Stufen der kognitiven Arbeit, z.B.
I. Wissen
Vokabeln zum Thema „Geschichte Deutschlands in den Nachkriegsjahren“
II. Verstehen
Die Stelle des Themas im Schulprogramm
III. Koennen
Elektronische Ressourcen benutzen und sie dem Schulunterricht anpassen
IV. Analysieren
Den gewaehlten Text– und Illustrationsstoff
V. Gestalten
Praesentation zum Thema fuer die Schueler
VI. Bewerten
Das fertige Produkt Plenum Projektor / Tafel
Aktualisie-rung der Kenntnisse zum Thema.
Aufgabe 1. Die S. ordnen das Ereignis mit dem Jahr (und wenn moeglich mit dem Bild) zu.
Stunde Null
Berliner Blockade und Luftbruecke
Mauerbau
Fall der Mauer
20 Jahre Mauerfall
2009
1961
1989
1948
1945
Kontrolle der Aufgabe erfolgt nach der Projektarbeit und Praesentation. S1, S2, S3 … Tafel / interaktive Tafel
Kriterien der Auswertung des Projektes Die S. machen sich mit den Kriterien der Bewertung des Projektes bekannt:
1-5 Punkte
Die Praesentation ist nicht vorbereitet, es wird zum Thema wenig gesprochen.
6-10 Punkte
Die Praesentation ist schuelerorientiert, aber Sprachniveau, Inhalt oder Ergonomie sind nicht beruecksichtigt;
Die Sprache enthaelt einige lexikalisch-grammatische Fehler;
Bei der Paararbeit wird russisch und deutsch gesprochen.
11-15 Punkte
Die Praesentation ist schuelerorientiert;
Die Sprache enthaelt sehr wenige lexikalisch-grammatische Fehler;
Bei der Paararbeit wird nur deutsch gesprochen. L Tafel / Projektor
Paarbildung und Erklaerung der Aufgabe Die S. bilden Paare und gehen an die Computer.
Sie waehlen die Arbeitsblaetter zu den Unterthemen (Stunde Null, Berliner Blockade, Mauerbau, Mauerfall, 20 Jahre Mauerfall) mit der Beschreibung der Arbeit. Beispiel siehe unten.
Der L. erklaert die Aufgabe. L Computer,
Arbeits-blaetter
Projektarbeit Die S. lesen die Arbeitsblaetter durch und machen Schritt fuer Schritt die Aufgabe:
• besuchen die angegebene Internet-Seite,
• suchen einen passenden Text,
• bearbeiten den Text,
• kopieren ihn in die Folie des Praesentationsentwurfs,
• besuchen eine andere Internet-Seite und waehlen ein passendes Bild,
• fuegen das Bild in die Folie ein,
• bereiten eine muendliche Antwort zu einem der Unterthemen. Paararbeit Computer,
Internet,
Arbeits-blaetter
Praesentation Die S. praesentieren ihre Folie, erzaehlen ueber das gewaehlte Ereignis und beantworten die Fragen der Kollegen / Mitschueler. S1, S2, S3 …
S-S1
S-S2
… Folien der Praesenta-tion,
Projektor
Kontrolle der Aufgabe 1. Die S. Pruefen die Richtigkeit der Aufgabe 1 (Aktualisierung der Kenntnisse zum Thema),
korrigieren die Antworten, wenn noenig. Plenum Tafel / interaktive Tafel
Selbst-auswertung Die S. bewerten ihre Arbeit nach den Fragen:
1. Kann ich meine Praesentation im Schulpraktikum benutzen / einsetzen?
2. Welche Aufgaben / Arbeitsformen fielen mir schwer? Welche Probleme musste ich bewaeltigen?
3. Wie gut kann ich Computer, Internet, Power Point benutzen?
4. Ist meine deutsche Sprache durch das Projekt besser geworden?
• Welche Aspekte: Lexik, Grammatik, Phonetik?
• Welche Sprachfaehigkeiten: Sprechen, Lesen, Schreiben, Hoerverstehen?
1. Welche Hausaufgabe wuerde ich meinen Schuelern nach dem Projekt aufgeben?
2. Was wuerde ich nach dem Projekt weiter erarbeiten, um das Thema in der Schule gut praesentieren zu koennen? Individuell Fragen an der Folie,
Projektor
Auswertung der Stunde Die S. entscheiden, ob die Ziele der Stunde erreicht sind. Plenum Projektor / Tafel
Schlussphase Dankbarkeit fuer die Arbeit.
Abschied. L
Ниже приводим пример одного из рабочих листов.
20 Jahre Mauerfall in Berlin
Deutschland in den Nachkriegsjahren bis zum Mauerfall (1945-1989)
Gruppe 1
Aufgaben:
1. Gehen Sie auf die Webseite
http://www.werner-welt.de/index.php?option=com_content&task=view&id=63&Itemid=82
2. Finden Sie die wichtigsten Infos ueber die Stunde Null:
o Was bedeutet der Begriff „Stunde Null“?
o Welche Zeitperiode gehoert dazu?
o Was bedeutete die Stunde Null politisch und wirtschaftlich fuer die Deutschen?
3. Oeffnen Sie die Datei „20 Jahre Mauerfall Praesentation“ und schreiben Sie eine kurze Zusammenfassung zum Thema in die Folie 2 (in den rechten Rahmen). Speichern Sie die Datei.
4. Auf der Webseite http://images.google.de/images?hl=ru&source=hp&q=stunde+null+1945&um=1&ie=UTF-8&ei=AJQnS86jOceh4Qan252wDQ&sa=X&oi=image_result_group&ct=title&resnum=4&ved=0CCYQsAQwAw
finden Sie auch Fotos zum Thema. Waehlen Sie ein Bild und kopieren Sie es in Ihre Datei in die Folie 2 (in den linken Rahmen). Speichern Sie die Datei wieder.
5. Ihr Text und Bild werden allen Teilnehmern gezeigt. Sprechen Sie ueber die Stunde Null anhand Ihres Bildes.
Как показал самоанализ старшеклассников, результатом такого интернет-проекта стало не только создание презентации по теме – готового продукта деятельности, который может быть использован ими на школьной практике или в самостоятельной профессиональной деятельности. Участники проекта отметили, что повысили свою методическую компетентность, научившись обрабатывать тексты из интернета для обучения школьников, и планировать проектную деятельность на уроке. В процессе реализации проекта они расширили свой словарный запас и знания по истории страны изучаемого языка, а также научились более уверенно использовать возможности электронных ресурсов и ресурсов интернета. Формы работы и использование интернета на уроке повысили интерес студентов к изучению немецкого языка вообще и конкретной темы в частности, а готовый продукт определил значимость проделанной работы.
Положительная сторона работы над интернет-проектом заключается также в гибкости условий для его реализации. Работа может быть как индивидуальной, так и парной или групповой. При отсутствии необходимых условий в учебном заведении (компьютерный класс, подключение к интернету, мультимедийный проектор), проект может быть выполнен дома, а его презентация проходить в классе, быть разосланной по электронной почте или помещённой на своей страничке в интернете.
Работа над подобными интернет-проектами также способствует формированию коммуникативной, лингвострановедческой и межкультурной компетенции старшеклассников. Осуществляя поисковое чтение, обсуждая материал презентации в мини-группах, обрабатывая и предъявляя материал другим, они развивают умения в чтении, письменной и устной речи. Сталкиваясь с историческими реалиями, ребята повышают свою лингвострановедческую компетентность. Знакомясь с историей Германии и актуальностью современных тенденций в культуре для восприятия их носителями языка и представителями иных культур, они повышают уровень своей межкультурной компетенции.
Использование интернет-технологий, таким образом, способствует развитию профессиональной компетентности будущих выпускников и повышает мотивацию к изучению иностранного языка.
Категория: Общие вопросы проектной деятельности в образовании | Добавил: elena1404 (26.03.2013) | Автор: Елена E
Просмотров: 1983 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz