Суббота, 20.04.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Активизация процесса обучения дошкольников английскому языку посредством проектной технологии
Актуальность использования проектной технологии обусловлена следующими позициями:

1. Особенностями методики преподавания иностранного языка, в том числе для дошкольников. Коммуникативный подход, который является приоритетным для преподавания иностранного языка детям любого возраста, одним из основных своих приемов определяет проектную деятельность.

2. Преемственностью дошкольного и школьного образования в условиях ФГОС. В современных образовательных условиях приоритетными считаются такие методы и технологии обучения, которые направлены на достижение обучающимися определенных компетентностей. Основной компетентностью, которую необходимо сформировать у школьников, а предпосылки которой – у дошкольников, является способность к созданию собственного продукта, для чего необходимо развивать у детей способности к проектированию.

3. Спецификой учреждения дополнительного образования, в рамках которого осуществляется обучение дошкольников.

Обучение дошкольников – особая тема в обучении детей. Дошкольное образование отличается активным использованием наглядных, игровых методов обучения. Временные рамки занятий невелики, но для обеспечения положительной мотивации к обучению занятия должны быть результативными. Для решения цели и задач обучения в моей педагогической деятельности возникла необходимость использования активных методов обучения. В процессе поиска я пришла к следующим выводам:

-основу моей педагогической деятельности должны составлять методы, обеспечивающие активизацию и интенсификацию учебной деятельности, методы, стимулирующие эмоциональный подъем и внутреннюю активность воспитанников; - активизация деятельности детей напрямую обусловлена моей педагогической активностью, а именно приемами активной презентации учебного материала и приемами его активной отработки и применения.

Анализ литературы по методике преподавания иностранных языков показал, что проектная технология отвечает вышеперечисленным требованиям. Актуальность названной проблемы определила следующую методическую тему: «Активизация процесса обучения дошкольников английскому языку посредством проектной технологии».

Цель: активизировать процесс обучения дошкольников иностранному языку, используя принципы проектной технологии.

Задачи:
1. обеспечить функциональность программного речевого материала;
2. удовлетворить потребности детей в создании собственных продуктов обучения;
3. формировать навыки самостоятельной познавательной деятельности детей;
4. способствовать развитию у детей способности к проектированию.

Средства диагностики результатов проектной деятельности: презентация, защита проектов.

Условия, в которых реализован педагогический опыт

Студия социальной адаптации и творческого развития дошкольников «Золотой ключик», педагогом которой я являюсь в течение 11 лет, в составе комплексной образовательной программы имеет разработанный мной курс «Изучаем английский язык». Целью программы является развитие способности детей к общению на английском языке. Ведущей педагогической технологией реализации программы, наряду с игровой деятельностью и технологией «диалог культур», является проектная технология. По моему мнению, эта технология является обобщающей, вмещающей игровую, дифференцированную и пр.

Технические условия реализации педагогического опыта

Работа проводится с активным использованием технических средств обучения, аудио- и видеоисточников. Особое место в создании проектной мотивации следует отдать современным информационно-коммуникационным технологиям, благодаря которым этапы предпроектной и проектной деятельности становятся наиболее интересными для детей.

Этапы реализации проектной деятельности:

1. Подготовительный, организационный.

2. Внедренческий.

3. Заключительный, рефлексивный.

Следует отметить, что, поскольку представленный проект является реализующимся и долгосрочным вследствие своей результативности, два последних его этапа можно считать переменными. Процесс выполнения проектов совершенно естественно нуждается в подведении итогов, в педагогической рефлексии. Рефлексия предполагает необходимую педагогическую коррекцию и реализацию последующего проекта.

I. Подготовительный, организационный этапы предполагали исследование методического материала по теме, результаты которого представлены ниже.

Технология современного проектного обучения

Метод проектов был разработан американскими педагогами У. Килпатриком и Э. Коллингсом по теоретическим концепциям Д. Дьюи. В России педагогические идеи проектного обучения первым реализовал С. Т. Шацкий. В настоящее время принципы проектной технологии описаны Новиковой Т. А., Пахомовой Н. Ю. Гузеевым В. В. и др. Проектная технология в образовательном процессе часто рассматривается как некая альтернатива классно – урочной системе. В переводе с латинского “проект” означает “брошенный вперед”. Селевко Г. К. описывает проект как результативную деятельность, совершаемую в специально организованных педагогом условиях, которые дают ребенку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Технология проектного обучения основывается на разработке и создании учащимися под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическую значимость. Для нас важно, что проектирование понимается как целенаправленная деятельность учащихся по нахождению решения проблем и осуществлению изменений в естественной и искусственной окружающей среде. Учебный творческий проект представляет собой самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения.

По мнению Новиковой Т. А., проектная деятельность формирует проектное мышление, известного как процесс познания действительности, в ходе которого используются технологические, технические и другие знания для выполнения проектов по созданию культурных ценностей. Кроме того, проектная деятельность стимулирует мотивацию детей на приобретение знаний, включает всех учащихся в режим самостоятельной работы, развивает умения применять знания к жизненным ситуациям, способности к аналитическому, исследовательскому, критическому и творческому мышлению. Концептуальные позиции проектной технологии представлены принципами гуманизма, заинтересованности ученика, сотрудничества ученика и учителя, уважения к иной точке зрения, ответственности за результат, использования окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

Проектная технология в обучении иностранному языку

Согласно трудам Е. И. Пассова, Г. А. Китайгородской, А. А. Скалкина, А. А. Леонтьева и др. работа над выполнением учебных проектов является одной из необходимых условий в деятельности педагога, применяющего идеи коммуникативного подхода. Цель обучения иностранному языку - обучение иноязычному общению. Эту цель призван реализовать коммуникативный принцип обучения (коммуникативный подход, направленный на достижение учащимися коммуникативной компетенции. Одним из ее элементов является знание лингвистического кода изучаемого языка, то есть его лексической и грамматической сторон.

Е. И. Пассов считает, что принципы коммуникативного подхода реализуются в следующих методических приемах:

1. В приемах индивидуализации, углубления самостоятельности учащихся. 2. В приемах социальных взаимодействий, к которым относятся дискуссии, дебаты, ролевые игры, подражание, драматизации, групповые решения задач, проектная работа. Таким образом, проектная работа является естественным элементом обучения иностранному языку, в ходе которого реализуются принципы коммуникативного подхода. Поэтому значимость метода проектов в реализации цели и задач обучения может по праву считаться обоснованной. По мнению Скалкина А. А., . проект определяется как практическая деятельность учащихся, направленная на создание готового изделия, завершенной работы. Деятельность учащихся осознана, обоснована, спланирована и совершена под руководством педагога. Работа над проектом требует интеграции знаний, полученных при изучении дисциплин различных блоков, и осознание роли знаний в практической деятельности, повышение уровня сформированности экспериментальных и исследовательских умений.

II. Внедренческий этап

Описание опыта применения проектной технологии

Ознакомившись с теоретическими положениями и принципами проектной технологии, я начала применять их в своей педагогической деятельности. Обучая дошкольников, я практиковала использование этой технологии, которая оказалась естественной и необходимой.

Мой личный опыт использования проектной методики является положительным. Для детей проект – это всегда интересно, это возможность коммуникации, творческая атмосфера, ситуация успеха. По моим наблюдениям, даже для слабых воспитанников проект является возможностью показать себя в коллективе. Законченный и представленный проект для всех его участников – это удовлетворение, взятая высота, наглядное доказательство того, что они владеют языковым материалом. Мотивация для изучения новых языковых действий сохраняется. Продуктом моей методической деятельности является алгоритм обучения иностранному языку посредством внедрения проектной технологии:

1. Достижение репродуктивного овладения языковым материалом (через выполнение разноуровневых языковых упражнений) ;

2. Достижение продуктивного овладения речевым материалом (через выполнение ситуативно обусловленных коммуникативных упражнений) ;

3. Творческие упражнения для решения проблемы проекта.

В этом алгоритме проект занимает заключительное место. Он венчает труды педагога и старания воспитанников и является очень ценным и значимым продуктом их взаимодействия.

Процесс достижения репродуктивного, продуктивного и творческого уровней предполагает следующие действия педагога и воспитанников:

1. презентацию педагогом языкового фонетического, лексического и/ или грамматического материала;

2. отработку предъявленного материала воспитанниками под руководством педагога через выполнение языковых и речевых коммуникативно обусловленных упражнений;

3. применение, активизация языкового материала в речи через решение ситуативных задач проекта.

На этапе презентации языкового материала я применяю следующие методы обучения:

1. наглядный метод, включающий показ репродукций, плакатов, карточек, схем, раздачу дидактического материала и т. д. Иллюстрации стараюсь делать яркими, эстетичными, поскольку именно такая презентация способна обеспечить подъем эмоций воспитанников, а следовательно, максимальное качество усвоения.

2. словесный метод, представленный:

-объяснением употребления лексических единиц и грамматических форм;

-рассказом, рассказом- сказкой, применяемым при презентации фонетического материала;

-стихотворениями или короткими рифмовками с применением паралингвистических средств обучения и/ или с опорой на родной язык;

-пропеванием предъявляемых языковых единиц и форм с применением паралингвистики; - психологическими приемами, в том числе убеждением, осмеянием отрицательного героя.

Мои требования, предъявляемые к рассказам[/b], идентичны требованиям к наглядности: они должны быть эмоционально яркими, запоминающимися, по возможности иллюстрированными.

Пример [b]рифмовки
при презентации лексических единиц: (тема “Цвета”)

Red, red, red – люблю я красный цвет!

Blue, blue, blue – голубой я цвет люблю!

White, white, white – зайчишку не поймать!

Black, black, black – очень черный человек!

Green, green, green – зеленеет мандарин!

Шапку yellow я надела, и пошла гулять я смело!

Диванчик brown - скорей sit down!

Примером применения приема осмеяния отрицательного героя может служить введение яркого английского персонажа Капитана Крюка (Captain Hook). Я разработала серию занятий, объединенных присутствием данного персонажа, языковой материал занятий ситуативно обусловлен. В процессе проведения этих занятий я всегда констатирую неподдельный интерес детей к речевой деятельности, связанной с поведением этого персонажа, и высокое качество усвоения материала.

На этапе тренировки и отработки языкового материала я применяю наглядные, словесные и практические методы обучения. К наглядным методам относятся прослушивание фонозаписей, видеодемонстрация, показ иллюстраций, карт и схем.

К эффективным словесным методам я могу отнести также так называемые «музыкальные сеансы», во время которых воспитанникам начитываются под спокойную музыку (аудиомагнитофон, гитара) лексические единицы и грамматические формы. Воспитанники при этом выполняют команду sleep (спать). «Музыкальные сеансы» выполняют функцию релаксации и нравятся детям.

Прием активного проговаривания эффективен при тренировке фонетического, лексического и грамматического материала. Благодаря четкому ритмическому рисунку и представленной иллюстрации (наглядности) образцы проговаривания хорошо запоминаются и служат опорой для формирования собственных высказываний. Пример проговаривания:

Cat cooks coca,

Cat cooks cola,

Cat cooks coca- cola,

Cat cooks coffee!

К практическим методам обучения, используемым мною, я отношу репродуктивные и репродуктивно- поисковые методы. Они включают выполнение заданий по образцу, нахождение ранее неизвестных способов решения проблемы. Для детей дошкольного возраста такие задания представлены в игровой форме, когда для решения речевой задачи необходимы творчество и фантазия. К примеру, при описании внешности и хобби обитателей космоса можно применить воображение, создавая новые увлечения, виды спорта, наделяя инопланетян нестандартной внешностью. Сочетание «несочетаемого» в этом случае обогащает речевую практику воспитанников.

В нашем детском объединении популярны мини- проекты. В их основу положен принцип проектной деятельности - закрепление и применение изученного материала в активной форме. Мини- проекты выполняются воспитанниками в конце занятия как наглядный пример результативной работы каждого. Мини – проект является технологическим по форме выполнения и содержит основную изученную на занятии информацию. Например, на занятии по теме «Путешествия» ребята выполнили плоскую модель глобуса, на обратной стороне которого нарисовали ассоциации к песенке занятия, содержавшей необходимый лексический и грамматический материал:

To the south, to the north

To the east, to the west

I travel!

На этапах презентации и отработки материала используются фронтальная, групповая, индивидуализированная, индивидуальная, звеньевая формы работы.

На этапе применения речевого материала осуществляется непосредственно предпроектная и проектная деятельность. Для высокой мотивации к выполнению проектов необходима постановка привлекательной и актуальной проблемы. Например, ребятам предлагается «расшифровать» язык рыб и «перевести» их «монологи» на международный английский язык. Или воспитанниками брошен вызов необходимости благоустройства недавно открытой астрономами планеты Седны. При необходимости проблему проекта и его тему можно корректировать по желанию детей. Решение проблемы проекта осуществляется путем выполнения этапов его технологической карты.

Технологическая карта проекта:

1. Подготовительный этап (выбор, обоснование темы проекта, определение объема компетентностей, необходимых для его выполнения, уточнение характера деятельности и объема работы каждого его участника) .

2. Технологический этап (разработка и обоснование технологии реализации проекта, создание всей его документации) .

3. Этап презентации проекта (защита проекта, сравнение его с имеющимися аналогами) .

4. Ретроспективный этап (анализ теоретической, практической, социальной подготовки участником проекта, определение места выполненного проекта в образовательном пространстве учреждения) .

В ходе выполнения этапов проекта степень педагогического вмешательства и консультирования зависит от возраста воспитанников, темы проекта, уровня его языковой сложности.

Анализ выполненных нами проектов позволяет классифицировать их по различным принципам.

По виду развиваемых речевых компетентностей проекты могут быть:

1. Аудитивными (основное развиваемое речевое умение- аудирование). Пример – проект "Аэропорт".

2. Устными. (проект "Измененная Седна") .

3. Комбинированными (сочетание речевых умений; наиболее распространенный вид проекта) .

По способу выполнения проекты могут быть:

1. Письменными, с устной презентацией; пример – проект "Семейный альбом";

2. Технологическими (рисунок, моделирование и т. д.) ;пример – проект "Ноев ковчег";

3. Выполненными с применением компьютерных технологий (рисунки, анимация, презентации) ; пример – проект "Рождественская забава".

Методическое сопровождение педагогического опыта составляют:

- специальная литература по внедрению технологии;

-методические рекомендации (периодика) ;

- собственные разработки тем и занятий;

- иллюстративный и раздаточный материал;

- набор диагностик по определению уровня мотивации, развития речевых компетентностей, направленности на творчество;

- набор кейсов, включающий основные ситуации, проблемы, частные задачи.

Результаты применения проектной технологии:

1. обеспечение функциональности программного речевого материала;

2. удовлетворение потребности детей в создании собственных продуктов обучения; 3. навыки самостоятельной познавательной деятельности детей;

4. развитие способности детей к проектированию.

Успешное участие воспитанников в научно-практических конференциях дошкольников – это переход на качественно новую ступень проектирования.

III. Рефлексивный этап

Результаты внедренческого этапа позволяют сделать следующие выводы:

Проект учитывает естественные потребности дошкольников в функциональности языка, в развитии и творчестве, превосходно решает проблему мотивации. В рамках обучения иностранному языку приемы индивидуализации и социальных взаимодействий посредством выполнения проектной работы способны удовлетворить основные потребности воспитанников в развитии речевых умений и их стремление к активной коммуникации и межличностному взаимодействию. Заданная проблема проекта, представляющая интерес для детей, обеспечивает их положительный эмоциональный настрой, который пробуждает творческие способности и активизирует психические процессы, необходимые для усвоения и активного применения изучаемого языкового материала.

Одним из основных критериев результативности проекта является определение уровня его компетентностной и социальной значимости для каждого воспитанника.

Компетентностная значимость проекта является для меня одной из главных причин применения проектной технологии вообще. Зона ближайшего развития воспитанников, определяемая проблемой проекта, может быть успешно достигнута посредством выполнения этапов проекта. Конечный продукт воспитанника – это его гордость, доказательство практического владения языком. Поэтому в студии раннего развития выполненные проекты являются составляющей частью портфолио воспитанников.

Социальная значимость проекта имеет не меньшую актуальность. Ряд выполненных нами проектов имеют социальную направленность. Например, проект "Ноев ковчег", был актуален при проведении мероприятия ЦДТ, посвященному защите животных.

Перспективы развития педагогической деятельности
- активное использование современных средств информатизации обучения (электронная тетрадь, электронный УМК) ;
- участие в детских сетевых телекоммуникационных проектах.

Настоящий опыт по внедрению проектной технологии может быть использован коллегами – педагогами ЦДТ и других учреждений дополнительного образования, а также школ. Разработки по деятельности педагога и учащихся на этапах презентации и отработки материала могут быть полезны учителям, работающим по традиционной системе обучения.


Приложение


Примеры выполненных проектов

Project «The Sedna Transformed», проект «Измененная Седна»

Цель проекта: формирование языковых компетентностей в области говорения.

Проблема проекта: благоустройство недавно открытой астрономами 10-ой планеты Солнечной системы, под названием Седна. Для решения проблемы проекта необходимо было ознакомить воспитанников с лексическими единицами (ЛЕ) по теме «Космос», «Город», выполнить повторение известных грамматических структур, необходимых для выполнения проекта. Технологически проект был представлен в виде объемной аппликации, изображавшей планету Седна и находящиеся на ней социальные институты. Дети работали в группах по 4-5 человек. Защита проектов включала описание находящихся на Седне объектов.

Project «Airport», проект «Аэропорт»

Цель проекта: формирование языковых компетентностей в области аудирования и говорения.

Проблема проекта: познакомиться с туристом в «аэропорту», пообщаться с ним, передать информацию о нем другим. Подготовительный этап предполагал тренировку в аудировании небольших монологических текстов, повторение основных ЛЕ по темам «Семья», «Хобби». Технологический этап проекта был представлен в виде драматизации с восприятием монолога «иностранца» (хорошо владеющего речевым материалом воспитанника). Детьми осуществлялось выполнение устного перевода монолога, анализа вариантов перевода.

Пример монолога: Hello!. My name is John. I live in London. I have a family. I have a father, a mother and a sister. I like music.

Project «Noah’s Ark», проект «Ноев ковчег»

Цель проекта: формирование языковых компетентностей в области говорения.

Проблема проекта: провести акцию спасения животных, изготовив для них ковчег, дать описание спасенных животных. На подготовительном этапе дети были ознакомлены с историей Ноя. Были презентованы и отработаны ЛЕ (по теме «Животные» «Размер и длина») и грамматические структуры, необходимых для выполнения проекта. Осуществлено повторение известных ЛЕ и структур. Технологически проект был представлен в виде общего макета ковчега, животные выполнены детьми из картона. На заключительном этапе дети поместили животных в ковчег, то есть «провели акцию спасения». После имитации дождя и природных катаклизмов дети давали описание каждый своему животному (или нескольким), стремящемуся к новой жизни после потопа.

Пример защиты проекта:

It is a hare. It lives in the ark. It is white. It is small. It is a wolf. It is grey. It is big. Wolf can run, jump and go.

Литература
1.Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. - 1999.- №6
2.Матяш Н.В. Хохлова М.В, Творческие проекты в младшей школе. /Под ред. Симоненко В. Д. - .Брянск, 1999.
3.В.В. Игнатьев и М.В, Крупенина На путях к методу проектов / Сборник 1930.
4.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.
5.Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта. /Учитель №1, 2000г.
6.Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида. - С.-Петербург, 1995.
7.Познание и проектирование (Материалы "круглого стола") //Вопросы философии. - 1985 - №6.
8.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. - 2000. - №1.
9.Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова " Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
10.Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. - с.-Петербург, 1996.
11.Раппопорт А.Г. Границы проектирования /Вопросы методологии, №1. 1991.
12.Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. - Петрозаводск, 1996

Источник: http://yadi.sk/d/1KoNsiMCHUV93
Категория: Общие вопросы проектной деятельности в образовании | Добавил: СветланаЕременко (07.02.2014) | Автор: Еременко Светлана Валерьевна E
Просмотров: 2168 | Теги: проектная деятельность, обучение дошкольников | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz