Пятница, 29.03.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Особенности исследовательской работы школьника и роль учителя в руководстве исследованием ученика
Особенности исследовательской работы школьника и роль учителя в руководстве исследованием ученика

Мир, в котором мы живем, постоянно развивается, изменяется и требует от нас научного исследования всех процессов и закономерностей, которые происходят в нем. Поэтому возникает необходимость приобщения школьника к научно-исследовательской деятельности, развития способностей к научному поиску и овладения основными логическими приемами:
• способность к аналитическому сопоставлению, сравнению, ассоциативности, экстраполяции и т.д.;
• развитие мышления, основанного не только на формальной логике, исключающей противоречивость явлений, но и мышления, основанного на современной поливалентной (диалектической логике), вскрывающей внутреннюю противоречивость всех объектов, их процессуальность, динамику;
• умение выделять существенные свойства объектов и явлений, отделять их от несущественных, доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения, излагать свои мысли ясно, обоснованно и последовательно;
• способность встраивать любую конкретную проблему в общий контекст проблемного поля той или иной области знания, видеть ее системный характер;
• умение видеть различные подходы к решению проблемы и осуществлять их обоснованный выбор;
• понимание смысла научных высказываний, их интерпретации, умение формулировать аргументы и контраргументы в научной дискуссии, освоение стиля научного общения (выступление на семинарах и конференциях, обмен мнениями, навыки научной полемики и пр.).
Большую роль в развитии таких умений играет руководитель научной работой учащихся - учитель, а также консультанты-родители.
Важно, чтобы руководитель научной работы школьника владел методикой подготовки научной школьной работы так же хорошо, как и методикой преподавания и освоения предметного учебного материала, так как для руководства школьной работой нужны и особого рода знания, и специфические умения и навыки, а главное – своеобразный стиль мышления, которые напрямую не вытекают из методики преподавания той или иной дисциплины. Они располагаются за пределами преподавательского мастерства учителя и формируются в ином виде деятельности – в границах научно-исследовательского творческого поиска. Естественно, что не каждый учитель в средней общеобразовательной школе готов, способен стать успешным руководителем достойной научной работы школьника. Учитель, принимающий на себя роль руководителя школьной научной работой, обязан глубоко осознать меру серьезной ответственности за качество работы, претендующей на статус научной.
Руководитель должен осознать, что научное творчество вообще, и школьное научное творчество в том числе, это особое творчество. Прежде всего педагогу следует необходимо хорошо осознать тип творческой работы и в каком виде программы она будет представлена. Есть программы, представляющие собой своего рода центры по подготовке в ВУЗ. Существует достаточно большое количество региональных и федеральных олимпиад для «продвинутых» школьников, обладающих расширенным запасом информации. В последнее время в образовательную практику широко внедряются семинары и конкурсы по выявлению определенных специфических наклонностей и способностей для специализированных учебных заведений, где ведущими формами работы являются эссе, индивидуальные инициативы, индивидуальные проекты и т.п.
Научный руководитель и автор школьной научной работы должны четко осмыслить форму научной деятельности: проект и научное исследование. Эти формы научной работы школьников хотя и имеют общие черты, но и существенно друг от друга отличаются.
Школьный проект - это реализация, воплощение какого - либо теоретического положения в некоторой модели – материальной или информационной. Проект всегда ориентирован на достижение конкретного результата, имеющего ограничение по ресурсам, условиям, времени, месту реализации и т.п. Он характеризуется созданием плана, пошаговой программы создания (конструирования) модели и оценкой проекта.
В отличие от проекта научное исследование содержит в себе логическую аргументацию выдвинутых автором утверждений, теоретических положений, обоснование и защиту собственного взгляда (авторская трактовка) на то или иное явление, факт или чью-то позицию. Как правило, проектная форма научной работы является определяющей в инженерно-технической области исследования, а научное исследование – в социально-гуманитарной.
Очень важно не смешивать, не отождествлять проект и исследование.
Школьное исследование может быть двух видов: а) выдвижение некоторого теоретического положения или утверждения, которое должно быть обосновано; б) работа, в которой известное теоретическое положение получает в работе школьника дополнительную авторскую аргументацию. Таким образом, работа имеет новизну, автор демонстрирует способность к творческому научно-исследовательскому поиску.
При определении типа научной работы руководитель должен понять сам и настроить на это школьника, что научное творчество - это созидание чего-то нового, ранее неизвестного в науке или в практической деятельности. Поэтому одним из главных требований к научной работе школьника является новизна.
Другим существенным чрезвычайно важным элементом руководства школьной научной работой, является умение определить, обозначить, выделить и осмыслить проблемный характер материала, освещаемого в работе.
Во-первых, руководитель должен четко представлять существенную разницу между "вопросом" и "проблемой". Следует осознать, что «вопрос» - это то, на что в научной мысли уже ответ найден, известен. Проблема же – это вопрос, на который наука сегодня ответа не имеет, но его ищет, желает найти его, нуждается в ответе на него, ибо от ответа на данный вопрос в науке зависят и ответы на другие вопросы, и практические решения. В этой связи в работе должны быть указаны, четко обозначены подходы, направления, методы, на которые автор опирается при решении сформулированной в исследовании проблемы.
Так как начинающему исследователю-школьнику очень трудно увидеть и сформулировать проблему, научный руководитель должен ему помочь в этом. Особо следует отметить, что информационно-познавательная проблема не является научно-исследовательской. Информационно-познавательная проблема в процессе обучения – это неясность для автора исследования, но не для науки и практики в целом. И автор работы, и многие другие в его окружении могут не знать ответа на те или иные сформулированные вопросы – и это их информационно-познавательная проблема. Наука же на эти вопросы уже ответы знает и потому решать их уже не имеет смысла. Проблемой может стать иногда вопрос, ранее наукой уже осмысленный, если вдруг в его решении обнаруживается неудовлетворительность. Поэтому научно-исследовательский характер может носить работа, в которой обозначена неудовлетворительность существующей позицией, утверждением, решением и предлагается либо иное решение, порой альтернативное, либо дополняющее прежнее решение.
Отсюда и вторая задача руководителя по обеспечению проблемного научного характера школьной работы. Руководитель должен сам ознакомиться со спектром нерешенных проблем данной области знания, обладать широким диапазоном информации, быть достаточно компетентным в ней.
Научный характер может носить и такое исследование, в котором проблема еще только поставлена, выявлена, далека от решения, но ее постановка обоснована, аргументирована и вскрыта значимость ее решения для научно-теоретической мысли или практической деятельности. Научный характер может носить и такая работа, в которой только обозначены подходы к решению проблемы, указаны возможные пути или средства, формы, способы решения, дана классификация существующих направлений поиска, осуществляется их сравнительный анализ с указанием их достоинств и недостатков, дана своя критическая оценка, обоснована необходимость других подходов нового поиска решения проблемы и т.п.
Одна из важнейших задач руководителя состоит в оказании помощи школьнику в выборе объекта и определении предмета исследования. Под объектом исследования понимают некоторое явление, процесс, предмет, как некоторый элемент, компонент, часть сложного, целостного системного образования, который мысленно выделяют из него и рассматривают как относительно самостоятельно существующий. Такое видение объекта исследования ставит перед исследователем и задачу, и потребность вписать элемент в целостность, увидеть его место и роль среди других элементов системного целого, а в самом исследовании обозначить связи, отношения элемента (явления) с другими компонентами целого, его специфику, его функционирование и динамику в целостном системном образовании. Под предметом исследования понимают аспект, грань, сторону, угол зрения изучаемого объекта, в котором исследователь обнаружил что-то еще неизвестное, что-то противоречивое, в чем-то усомнился, где у него складывается потребность что-либо опровергнуть или утвердить или проверить.
От четкого определения предмета исследования, его проблемного характера зависит и удачное название работы, обозначение темы, цели, задач, гипотез.
Следует учесть, что в формулировании темы необходимо идти от указания на исследуемый процесс (диагностика…, исследование…, анализ…, подготовка…, формирование…, развитие… и т.д.) и на условия, в которых он изучается ( на экскурсиях…, на уроках…, в процессе обучения…, в процессе управления… и т.д.). А цель предполагает ответ на другой вопрос: для чего мы предпринимаем исследование.
Только четкое определение объекта исследования, осмысление предмета исследования, обозначение темы даст возможность более глубоко определить и цель исследования, ответив на вопрос, а зачем нужно знать то, что Вы исследуете, что это даст и науке, и практической деятельности.
Осмысление целей, их формулировка - это начальный этап исследовательской работы, в котором научному руководителю принадлежит ведущая роль. Достижение целей и подтверждение гипотезы через пошаговый алгоритм поставленных задач многом зависят от его собственной логики, его информационно-логического багажа (тезауруса). И здесь роль руководителя состоит в том, чтобы актуализировать информационный багаж школьника, оценить возможности и способности учащегося, направить их в нужное русло. При постановке задач исследования следует иметь в виду несколько важных моментов:
1. Задачи должны следовать из цели и соответствовать ей, быть ее реализацией, находится в границах исследуемого предмета, иметь конкретный характер.
2. Задачи должны выстраиваться последовательность вытекающих друг из друга задач.
3. Руководителю необходимо помочь школьнику выстроить логику структуры работы в соответствии с выдвинутыми задачами. Очень желательно, чтобы в тексте работы присутствовал бы краткий вывод о решении поставленной во введении задачи, служащей переходным мостиком к решению следующего этапа исследования, было бы обозначено, что именно в решении этой задачи открывает возможности для решения следующей.
4. С четким осмыслением проблемы связано выдвижение гипотезы исследования. Гипотеза – это предположение. Она вытекает из четкого осознания проблемного характера предмета исследования, из сформулированной цели.
5. Следует иметь в виду, что решение поставленных задач в определенной последовательности - это еще и логическое "разворачивание" гипотезы. Важно мысленно сопоставлять, приводить в соответствие решение задач в работе, свои полученные результаты с гипотезой, ее подтверждением или опровержением. Это позволит сделать в конце работы выводы и результаты более убедительными.
Одно из требований, предъявляемых к научной работе - обоснование актуальности исследования. Актуальность исследования предполагает освещение, по крайней мере, трех важных моментов: своевременность, освещение теоретической значимости исследования, определение (обозначение) практической значимости предпринятого исследования.
В основной части содержания работы должна подробно демонстрироваться методика и техника проводимого исследования, описываться элементы исследования, даваться анализ и группировка данных по каким-то признакам, обобщаться результаты.
В заключительной части работы формулируются логически обоснованные выводы, содержащие то новое и существенное, что составляет научный результат проведенной работы.
Руководителю школьной научной работы следует помочь исполнителю - школьнику оформить исследовательские выводы (результаты). В научной работе могут быть выводы двух уровней: как выводы по решению каждой выдвинутой задачи, так и общие итоговые выводы. Обращаем внимание на то, что выводы в работе должны быть согласованы с поставленной целью, задачами, с выдвинутой гипотезой, с проблемой исследования.
Особо внимательно нужно отнестись к списку использованной литературы. В него следует включать только те источники, которые имеют прямое отношение к работе, а ссылки на электронные ресурсы должны обязательно иметь ссылку на авторов текстов и идей.
Таким образом, руководство школьной научной работой дело достаточно трудное, требующее большой самоотверженности, заинтересованного отношения к ней, больших временных затрат, не окупающихся материально, но вознаграждаемых успехами учеников.
Категория: Научно-исследовательские проекты | Добавил: july1971 (02.04.2013) | Автор: Пахомова Юлия Владиславовна E
Просмотров: 4137 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz