Суббота, 20.04.2024
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 412
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Использование метода проектов для формирования общих компетенций студентов СПО
Кардинальные изменения в системе российского образования, введение стандартов СПО третьего поколения ставят перед преподавателями задачу формирования у студентов компетенций, то есть взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной продуктивной деятельности.
В стандарте третьего поколения СПО выделены две группы компетенций – общие и профессиональные. Настоящее исследование посвящено формированию общих компетенций у студентов СПО с использованием технологии «метод проектов».
Первые упоминания о технологии, которую сегодня принято называть методом проектов, можно встретить в работах американского философа и педагога Джона Дьюи в 19 веке. Метод основывался на построении обучения на основе активной, целесообразной деятельности ученика, в соответствии с его личной заинтересованностью именно в тех знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Русских педагогов метод проектов привлек в начале 20 века. В 1905 году была организована небольшая группа сотрудников под руководством русского педагога С.Т.Шацкого. Ученые активно включали проектные методы в практику преподавания. В дальнейшем, при советской власти, эти идеи стали практически повсеместно внедряться в школу. Однако, по ряду причин, метод проектов был осужден партией и запрещен в 1931 году.
До недавнего времени в России никто существенно не пытался возродить этот метод в системе образования. Однако, за рубежом идеи гуманистического подхода к образованию Джона Дьюи нашли широкое применение и пользовались большой популярностью.
Проектное обучение – это полезная альтернатива обычной аудиторной работе. Специалисты из стран, имеющих большой опыт проектного обучения, считают, что проект следует использовать как дополнение к другим видам обучения. И в этом случае преподаватель разнообразит учебную работу, превратив образовательный процесс в результативную творческую деятельность.
Использование метода проектов на занятиях позволяет студентам ощутить всю важность данного вида работы, почувствовать, что они способны заниматься научной деятельностью.
Несмотря на сложность работы по методу проектов, использование указанного метода позволяет достичь результатов важных не только для учебного процесса, но главное – весьма значимых для студентов.
Под моим руководством был осуществлен проект по дисциплине «Математика» на тему «Исследование функции при помощи производной» в группе студентов, обучающихся по экономическому профилю. Выбор темы обусловлен будущей специальностью студентов, так как именно экономисты и при обучении, и в дальнейшей работе широко используют функции и их графики.
Особенностью использования в учебном процессе метода проектов является то, что центром деятельности становится самостоятельная работа студента, а преподаватель выступает в роли помощника, консультанта, стимулирующего активность, инициативу, в известной мере творчество. Студенты зачастую не умеют превращать информацию в знания. Обилие информации не приводит и к системности знаний. Студентов необходимо научить, правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать ее. Научить надо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
Подготовку проекта традиционно делят на несколько этапов:
1. Подготовка.
2. Планирование.
3. Исследование.
4. Результаты или выводы.
5. Представление или отчет.
6. Оценка результатов и процесса.
Проекты классифицируют следующим образом:
 Проблемно-реферативные проекты, созданные на основе нескольких источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
 Экспериментальные проекты, созданные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат.
 Натуралистические и описательные проекты, направленные на наблюдение и качественное описание какого- либо явления. Могут иметь элемент научной новизны.
 Исследовательские проекты, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.
Проекты традиционно подразделяют по следующим признакам:
 монопроект (в рамках одной области знания), межпредметный проект;
 индивидуальные, групповые, коллективные проекты;
 мини-проекты, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные проекты.
К показателям успешности проекта можно отнести следующее:
 качество усвоения студентами программы;
 сформированность потребности в продолжении образования;
 сформированность способности к самостоятельному осуществлению учебной деятельности;
 уровень интеллектуальных достижений студентов;
 конкурентоспособность знаний студентов;
 мотивация студентов на сотрудничество в учебном процессе;
 демократизация взаимоотношений между преподавателем и студентом.
Представленный проект на тему «Исследование функции при помощи производной» является коллективным, среднесрочным, исследовательским монопроектом. Исследовательская работа проводилась малыми группами в течение 4 недель.
Проект был осуществлен студентами 2 курса колледжа по специальности «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Работа проводилась на протяжении всего периода изучения раздела «Дифференциальное исчисление».
В процессе подготовки был изучен теоретический материал, как на занятиях, так и самостоятельно студентами.
Затем был составлен план исследования. Студенты группы были разделены на 4 проектных бюро, каждое из которых занималось исследованием своей части общего алгоритма. Студенты внутри проектных бюро распределили обязанности, определили, кто занимается непосредственно исследованием, кто оформлением отчета по работе в виде презентации.
Проектные бюро проводили исследование самостоятельно, но под систематическим контролем со стороны преподавателя. Были рассмотрены различные функции. Наиболее интересные из них было решено вынести на защиту проекта.
Для представления результата исследования студентами были подготовлены презентации.
На защите проекта выступали представители всех бюро. При этом оппонентами активно задавались вопросы. Каждая работа получила оценку со стороны представителей других бюро, сначала качественную, а затем и количественную в виде баллов.
Оценка за проект выставлялась с учетом оценок всех проектных бюро и оценки преподавателя.
В приложениях вашему вниманию представлены итоговые работы проектных бюро в виде презентаций, а также план проведения итогового занятия и его презентацию.
По завершению работы над проектом был проведен опрос студентов и получены следующие результаты:
 у 66% студентов в ходе работы над проектом повысилась самооценка;
 68% активно участвовали в работе над проектом;
 82% оценили занятие, посвященное защите проектов, на отлично;
 77% студентов считают, что такие занятия повышают интерес к математике.
Студенты высказали пожелание, чтобы занятия по технологии «Защита проектов» проводились как можно чаще и не только по дисциплине «Математика».
Опрос показал, что
 88% студентов считают, что данное занятие способствовало формированию компетенции ОК8 «Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации»;
 84% говорят о формировании компетенций ОК2. «Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество» и ОК4 «Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития»;
 82% - о формировании компетенции ОК5 «Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий».
А ведь именно формирование указанных общих компетенций на занятиях математикой и являются на сегодняшний день основной задачей реализации стандарта 3 поколения ФГОС СПО для специальностей экономического профиля.

Литература:
1. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с.
2. Метод проектов в процессе обучения математике. Кузнецова Л.В. учитель математики МОУ СОШ №3 с. Безопасное. http://www.26207s303.edusite.ru/metodpro.htm
3. Гузеев В.В Проектное обучение как одна из интегральных технологий. (статья)
Метод проектов. Серия «Современные технологии университетского образования»; выпуск 2/Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. Республиканский институт высшей школы БГУ. – Мн.:РИВШ БГУ, 203. 240с.
4. Педагогический проект Формирование ключевых компетенций учащихся через проектную деятельность Александрова Н.В. учитель биологии Искендерова О.А. учитель. http://www.myshared.ru/slide/303526/

Источник: http://yadi.sk/d/wEHQ0WpPDxgh7
Категория: Научно-исследовательские проекты | Добавил: schpakowa-e (08.12.2013) | Автор: Ефимова Елена Игоревна E
Просмотров: 9199 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Используются технологии uCoz