Суббота, 31.10.2020
Факультет проектной деятельности и фандрайзинга
Меню сайта
Категории раздела
Учебные проекты [63]
Научно-исследовательские проекты [19]
Социальные проекты [33]
Культурно-досуговые проекты [9]
Бизнес проекты [2]
Другие проекты [30]
Общие вопросы проектной деятельности в образовании [31]
Наш опрос
В каких формах Вы бы хотели получать новые знания и умения по разработке проектов и фандрайзингу?
Всего ответов: 403
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Проект "Песочное царство"
Проект "Песочное царство"
(для детей 5-7 лет)

Технологический паспорт проекта

1. Название проекта «Песочное царство»

2. Тип проекта Познавательно-исследовательский

3. Участники проекта Педагоги, дети, родители старшей группы

4. Масштаб Кратковременный, 2 недели

5. Цель Развитие познавательного интереса к неживой природе.

6. Задачи
1. Формировать у детей представление о неживой природе и ее свойствах
2. Развивать умение наблюдать, обследовать, сравнивать, обобщать и делать выводы
3.Систематизировать элементарные знания о свойствах песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду и т.д.), глины (вязкость, пластичность, неспособность пропускать воду); об использовании человеком песка (строительство, песочные часы и т.д.), глины (производство посуды, игрушек, строительство);
4. Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы.

7. Стратегия и механизмы реализации:
Для детей:
1. Беседы: «Песок и глина в природе», «Где используют песок и глину», « Животные и песок».
2. Наблюдение: «Песочницы после дождя и в сухую погоду».
3. Игровая ситуация «Норки для мышек».
4. Практическая деятельность:
- опыты с песком и глиной;
- игры-эксперименты:
• «Песчаный конус»
• «Песчаные бури»
• «Свойства мокрого песка»
• «Волшебный материал»
• «Где вода?»
• «Ветер»
• «Песочные часы»
• «Замок из песка»
• «Строительство из «жидкого песка»
• Макет «Вулкан»
Для родителей:
1. Рекомендации «Организация экспериментирования с явлениями неживой природы дома».
2. Памятка по развитию любознательности.
3. Шпаргалка «Правила поведения во время игр с песком».
4. Картотека «Игры с песком».

8. Ожидаемые результаты
У детей повысится интерес к исследовательско-экспериментальной деятельности

9. Трансляция проекта
1. Информационный лист для родителей.
2. Фоторепортаж «Юные исследователи».
3. Презентация проекта на педсовете.
4. Выставка работ «Наши скульптуры» (фото).

10. Перспектива проекта Создание условий для проекта «Рисуем на песке» («Песочная терапия»)

Основания для разработки проекта
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Задача воспитателя – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать занятия по ознакомлению детей со свойствами песка и глины таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им, добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования, исследования.
В.А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый шаг был путешествием к истокам чудес в природе.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизвестное, непознанное. Именно исследовательское поведение и создаёт для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалась как процесс саморазвития.
В природе всё взаимосвязано: люди, растения, животные, почва, реки, воздух и вода. Всё находится в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой и наоборот. Но у человека связь с неживой природой ещё сильнее, чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, чистой питьевой воде. Поэтому именно в поисково-познавательной деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении причинно- следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочивать свои представления о неживой природе.
Таким образом, поисково-познавательная деятельность способствует развитию у детей умения анализировать проблему, осуществлять поиск её решения, делать выводы и аргументировать их, сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира и неживой природы как её составляющей.

Приложения к реализации проекта
Приложение 1
Опыты с песком и глиной.
Цель: сравнить свойства песка и глины, составить их характеристики (выделить их свойства).
Оборудование: стаканчики (из под йогурта), листы чистой бумаги, лупа, песок, глина, трехлитровая банка, закрытая крышкой с отверстием, и резиновая трубка.
Задания:
1. С помощью увеличительного стекла нужно рассмотреть песчинки и кусочки глины. Дать им характеристику: комочки, песчинки, рыхлый, слитный, легкий, тяжелый, липкий, не липкий.
2. Будем сыпать песок и глину из стаканчика на лист белой бумаги. Обсудим вопросы: какое из этих веществ можно назвать сыпучим, какие другие свойства вещества делают его сыпучим?
3. В трехлитровой банке с помощью резиновой трубки попробуем устроить «ветер» (опыт демонстрационный, проводит воспитатель). Обсудим вопросы: что происходит с песчинками, движутся ли кусочки глины также быстро?
4. Устроим игрушечный огород на листе бумаги. Обсудим вопросы:
«Можно ли из песка сделать грядки, а из глины, а из смеси глины и песка?». «О каком веществе можно сказать «рыхлый»?», «Какое вещество быстрее забирает воду: песок или глина? Почему?», «В какое вещество легче «посадить» растение? Почему?», «Почему человек, сажая в землю растение, поливает его?».
5. Намочим песок и глину, слепим из того и другого вещества фигурки. Подождем, пока они высохнут. Обсудим вопросы: «Из какого вещества легче лепить?», «Какие новые свойства приобретает изделие после высыхания?».
Приложение 2
Игровая ситуация «Норки для мышек»
Сюрпризный момент: возле песочницы с детьми обнаруживаем спрятавшихся мышат (игрушки)
- Мышки, где же ваши норки?
- Нет норок у нас, помогите нам друзья.
-Ребята, сделаем норки для мышек? (Да)
(Дети подходят к песочнице наполовину заполненную сухим песком, а наполовину мокрым).
- Посмотрите, дети, как сыплется песок. А вы знаете, почему он сыплется? (Он сухой)
- А какого цвета сухой песок? (Жёлтый) Я попробую насыпать сухой песок в воронку, а вы возьмите сухой песок в руки. Он сыплется? (Да)
-Попробуем набрать песок в сито. Что получается? (Песок просыпается). А можно ли построить норки из этого песка для мышат? (Нет)
-Попробуем собрать его горкой.
(Вместе с детьми собирает песок горкой, он рассыпается).
- Не получается. А что нужно сделать с песком, чтобы из него можно было строить? (Полить песок водой). А где у нас мокрый песок? Давайте насыплем песок в воронки. Не сыплется? Почему? (Потому, что он мокрый). А через сито он будет сыпаться? (Нет). А почему? (Потому, что он сырой). Зато из сырого песка можно построить горку. (Дети строят горку из сырого песка, воспитатель обращает внимание на то, что песок стал тёмным).
- Мы построим норки для мышат, (Строят норки)
Будут мышки в норке очень крепко спать. (Кладут мышек в норки.)
- Поработали на славу, постарались от души. Мышки очень рады таким норкам, они прочные и не рассыпаются. Молодцы, ребята.
Приложение 3
Экспериментирование с песком.
Цель: познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
Материалы и оборудование: сухой чистый песок, большой плоский лоток, маленькие лотки (тарелочки), сито, вода, песочные часы, лупы, глина, дощечки, палочки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные емкости, полиэтиленовые бутылки.
Перед началом экспериментов предложить детям рассмотреть песок.

Эксперимент 1. "Песчаный конус"
Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают сплывы, движения песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (напомнить детям о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожими на волны моря).

Эксперимент 2. "Свойства мокрого песка"
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Объяснить детям, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда пе6сок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительстве домов.

Эксперимент 3. "Волшебный материал"
Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.

Эксперимент 4. "Где вода?"
Предложить детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкостях с песком и глиной (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); почему (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); где больше луж после дождя (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); почему дорожки в огороде посыпают песком (для впитывания воды).

Эксперимент 5. "Ветер"
Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную "песочницу" (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе со взрослым создают ураган - резко с силой сжимают банку и выясняют, что происходит и почему (т.к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Предложить детям поразмышлять, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить его водой).

Эксперимент 6. "Песочные часы"
Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачки до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой "Время как песок", "Время как вода".

Приложение 4
Стихи о песке

С. Цапаева
* * *
Петя замок строит ловко,
Катя торт печёт ведёрком.
Здесь, у моря на часок
Всех детей собрал песок!

С. Кашлев
* * *
Мы в песочнице играем,
Строим домик из песка,
Увлеклись, не замечаем,
Что носки полны песка.
Принесли воды в ведёрке,
Чтобы не сломался дом,
Красовался на пригорке,
Мы его водой польём.
А. Полетаева
* * *
Нам привезли песок на сад,
Я этому – безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличек, загорать!
Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.
Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш!
Песочных куличей – не ем,
Да что ж я, маленький совсем?!

Н. Хилтон
* * *
Я полил песок водой
И сложил его горой
Папа взял мою лопатку
Разровнял на горке грядку
Вышел сказочный дворец-
Ай да папа молодец!
Приложение 5
Рекомендации для родителей
по организации экспериментирования с явлениями неживой природы

Воспитание правильного отношения к природе, умения бережно обращаться с живыми существами имеет большое значение в дошкольный период жизни ребенка. Планомерная работа по экологическому воспитанию должна проводиться как в дошкольном образовательном учреждении, так и в семье.
В настоящее время в системе дошкольного образования широко используется один из эффективных методов познания закономерностей явлений окружающего мира — метод экспериментирования.
Экспериментирование дает детям реальные представления о разных сторонах изучаемых явлений, демонстрирует взаимоотношение данного явления (объекта) с другими, учит устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями природы, формирует познавательный интерес к природе, положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.
Организуя эксперименты (опыты) в домашних условиях, родителям необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
1. Не ограничиваться интересом к животным и растениям.
2. Чаще обращать внимание детей на явления и свойства неживой природы, так как животные привлекают детей своей подвижностью, а неживая природа не подвижна, поэтому дети дошкольного возраста не обращают на нее внимание.
3. Поощрять даже малейший интерес детей к неживой природе, не игнорировать вопросы детей, особенно те, которые носят познавательный характер.
4. Если ребенка заинтересовало то или иное явление в неживой природе, не спешите сразу же все ребенку объяснять, постарайтесь, чтобы ребенок сам понял, в чем причина изменений.
5. Ребенку легче делать выводы, если они основаны не на словесном объяснении, а на его собственном практическом опыте — экспериментировании с предметами, с целью выявления их свойств.
6. Предоставьте ребенку возможность самостоятельно экспериментировать с неживой природой в домашних условиях, создавая условия для:
- Опытов с водой: как вода меняет форму; какие предметы плавают, какие тонут; что высыхает быстрее; когда капли образуют туман (пар); плавает ли лед; почему лед скользкий.
- Опытов с воздухом: почувствуй воздух; проверим, есть ли воздух; воздух меняет объем; воздух охлаждается; воздух работает (ветряная мельница, парусные суда); движение воздуха (кто быстрей, сделай парашют, сделай планер).
- Опытов с песком и глиной: легко ли сыплется песок и глина; из чего состоит песок, глина; могут ли комочки глины двигаться (сдувая) как песчинки; можно ли слепить червячка их песка (глины)?
7. Экспериментирование обязательно нужно связывать с наблюдением на прогулках и экскурсиях в разные сезоны.
8. Для повышения собственных знаний о свойствах и явлениях неживой природы читайте научную литературу. Во-первых, это поможет доступно и интересно ответить ребенку на вопрос. Во-вторых, информация будет достоверная, это особенно важно при формировании первичных представлений о свойствах неживой природы.
Приложение 6
Шпаргалка для взрослых
Памятка для родителей по развитию любознательности

1. Внимательно относитесь к детским вопросам.
2. Не раздражайтесь из-за них на ребенка, не запрещайте их задавать.
3. Ответы давайте краткие и доступные пониманию ребенка.
4. Все время прививайте ребенку познавательные интересы и мотивы.
5. Научите играть его в шахматы и шашки.
6. Проводите в семье конкурсы знатоков, викторины, часы загадок и отгадок.
7. Организуйте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.
8. Проводите постоянные прогулки на природу: в парк, сквер, к водоему, в лес.
9. Мастерите с детьми поделки из природного материала.
10. Поощряйте экспериментирование детей.
11. Читайте детям природоведческую литературу, беседуйте по её содержанию.

Литература:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Москва, 2005г.
2. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Москва, 2007г.
3. Мартынова Е.И., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Волгоград: Учитель, 2011г.
Категория: Другие проекты | Добавил: tata_57 (29.04.2013) | Автор: Якимова Ольга Георгиевна E
Просмотров: 8129 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2020
Используются технологии uCoz