Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Конференция «ПД: от теории к практике" » Организация и применение проектной деятельности во внеурочной деятельности

Яндекс.Метрика

Реализация научно-исследовательских и творческих проектов в совместной деятельности учителя и ученика
Шаверская Ольга Николаевна
учитель химии ГБОУ Гимназия №1506
магистрант ГАОУ ВО МГПУ ИМИиЕН,
г. Москва


Реализация научно-исследовательских и творческих проектов в совместной деятельности учителя и ученика


т:
«Воспитывая дитя, помни, что он не столько тебя слушает, сколько смотрит на тебя и впитывает стиль твоей жизни».

Одна восточная мудрость

После окончания института более двадцати лет я проработала в общеобразовательной школе № 263 города Москвы, сейчас работаю в гимназии. Свою миссию как учитель я вижу в создании для каждого ученика адаптивной среды его развития не зависимо от типа образовательного учреждения, в котором учится ребенок и с учетом профиля на старшей ступени образования который он для себя выбрал (гуманитарный, физико-математический, химико-биологический и т.д.). Как и мои коллеги, я направляю усилия на реализацию идей гуманизации образования, ориентируюсь на обучение, воспитание и развитие всех и каждого учащегося. При этом учитываются возрастные, физиологические, психологические, интеллектуальные, личностные особенности, образовательные потребности и возможности детей.
Химическую науку достаточно часто рассматривают как источник зла, причиняемого природе. Злободневность и серьезность экологических проблем не вызывают сомнения. Экологическая ответственность связана с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. В то же время необходимо показать детям роль химии в становлении и развитии материальной культуры, в частности таких ее проявлениях, как живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Использование в учебном процессе знаний о материалах и веществах способствует расширению кругозора учащихся, пониманию ими связи между предметами. Историко-искусствоведческие сведения, сообщаемые на уроках химии, являются также надежным средством привлечения и переключения внимания учащихся, создания положительного эмоционального фона психологической разрядки и соприкосновения с атмосферой творчества. Именно, поэтому педагогически ценна была идея самих старшеклассников попробовать организовать кружок по созданию картин из стеклянной крошки. Первые такие картины родились в рамках проектного исследования «Химия и искусство» на занятиях кружка «Химия и жизнь» (http://olgasha68.wix.com/kartini-steklom). Технология изготовления заинтересовала школьников младших классов, которые еще не изучают химию и не посещают занятия химического кружка в силу возрастных особенностей. Чтобы объединение функционировало, было принято решение о начале разработки программы по данному направлению. В основу программы легли результаты трех летней работы над проектами по созданию картин из бросового материала (выдержки из программы были представлены на городской научно-практической конференция учителей химии, экологии, естествознания города Москвы "Августовский педсовет. 2015" http://www.mioo.ru/component/content/article/192-kafedra-metodiki-obucheniya-khimii/sobytiya-i-proekty-kafedra-metodiki-obucheniya-khimii/3330-programma-gorodskoj-nauchno-prakticheskoj-konferentsii-uchitelej-khimii-ekologii-estestvoznaniya-goroda-moskvy-avgustovskij-pedsovet-2015.html?Itemid=101)
Ученики, под моим руководством, занимаются разработкой и других проектов, в процессе работы над которыми осуществляется дифференцированный подход к обучению. В выборе темы проекта учащиеся ориентируются на уровень своего развития, свои способности и интересы. Творческими группами учащихся проведены исследовательские работы «Окрашивание тканей природными красителями», «Исследование состава чипсов», «Необычные превращения обычных веществ», «Путешествие Капельки», «Создание школьного автогородка» и другие. В ходе выполнения данных работ дети могли продемонстрировать навыки проведения научного эксперимента, проследить взаимосвязи химии с другими науками. Многие исследовательские, творческие, мультимедийные проекты были представлены на различных фестивалях и конкурсах, где многие стали победителями и призерами (см. приложение №1).
Формирование знаний, умений и навыков, воспитание личности с заданными свойствами перешло в новые качества – развитие личности учащихся. Я, как учитель, стараюсь выйти за рамки содержания одного предмета, происходит интеграция знаний. Интеграция знаний является мощным стимулом для саморазвития и самосовершенствования не только учащегося, но и меня самой, постоянно вовлекая меня в активный процесс внедрения новых информационных и коммуникационных технологий в урочною и внеурочную деятельность. Интеграция традиционного урока, проектной, исследовательской деятельности и ИКТ стала для меня реальностью в современной школе, в моей педагогической практике. Школа, я убеждена, постепенно становиться школой информатизации не на бумаге, а на деле. Интернет намного облегчил эту задачу, теперь мы с учениками широко используют возможность глобальной сети, как на уроках, так и во внеурочной деятельности, делимся своими наработками со сверстниками из других регионов (см. приложение №1).
Из многолетнего опыта могу уже сказать, что Лицо школы определяется стилем общения учителей и учеников, поэтому в основе моей работы лежит не «педагогика мероприятий», а «педагогика отношений». Воспитание, обучение и развитие человека осуществляется в единой педагогической, личностно-ориентированной системе, в основу которой положен приоритет просвещения. И научно-исследовательские, творческие проекты – это одна из форм, позволяющая решать эту задачу. Я убеждена, что ребенок, занимающийся проектной деятельностью, не просто чем-то занят, он реализует свои способности, может проявить себя как организатор или исполнитель какого-либо дела. Если же анализировать потребности и желания учащегося, его природные задатки и способности, то можно предопределить сферу дальнейшего обучения или работы выпускника школы.

Коллектив, с которым я работаю, расценивается мной как семья. А в семье должна царить атмосфера доброжелательности, толерантности, уважение друг к другу и окружающим. Я никогда не пытаюсь противопоставлять жизнь ребенка в школе и вне ее. У нас все взаимосвязано, мы в курсе всех событий, проблем и радостей каждого члена нашего детского коллектива. Всегда рада включению родителей в школьную жизнь своего ребенка. Мне, наверное, везло с родителями. На протяжении всех лет работы я ощущаю их поддержку и взаимопонимание, мы вместе помогаем нашим детям утверждаться в современном мире. Участие родителей в мероприятиях класса и школы стало нормой в нашей работе. Проходят годы, но мы продолжаем общаться, встречаться. И уже мои ученики ведут своих детей учиться ко мне.
Педагог (от слов “пайс” – дитя, “агогейн” – вести с древнегреческого) не просто учитель, он проводник ребенка в будущее. Поэтому выстраивая траекторию своего сотрудничества с моими учениками, я стараюсь сделать так, чтоб не мне, не им в будущем не пришлось краснеть и раскаиваться.

«Цель творчества – самоотдача
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех».

Давно запомнив, строки эти,
Что подарил нам всем поэт,
Мы для себя решила - дети
Наш главный жизненный проект!

В них сразу все ты не увидишь,
Но искру нужно нам зажечь.
«Твори, выдумывай и пробуй» -
Вот это в жизни мой девиз!

Еще в начале 90-х
Урок мой первый классу дан.
С тех пор менялись зимы, весны,
Но в школе я, все ей отдам!

Я химии учитель,
люблю безумно свой предмет,
веду ребят вперед к открытьям
Чрез опыт и эксперимент.

Даю ребятам всем возможность
Успешно проявить себя,
И каждой маленькой победой
Они все радуют меня.

Давая знанья, помню так же,
Должна я в детях воспитать
Добро, стремленье, силу воли
Мир научить их познавать…

За поколеньем поколенье
Уходят в жизнь выпускники.
Им принимать самим решенье
Кем в жизни быть, к чему идти
Вновь в сентябре в распахнутые двери,
Вбегает мальчик лет семи.
Смотря в глаза, с надеждой спрашивает тихо:
«А Вы меня как папу, будете учить?»

И этот взгляд – он всех наград дороже.
В нем все: надежда, вера и любовь.
А, значит, завтра снова – школа, дети…
Войду я в класс – и мы начнем урок.
Приложение №1
Ссылки на размещенные в сети материалов проектной деятельности учащихся ГБОУ СОШ № 263 г. Москва
(руководитель проектов Шаверская О.Н.)

1. Виртуальная выставка работ учащихся ГБОУ СОШ № 263 «Каргины стеклянной крошкой и песком» http://olgasha68.wix.com/kartini-steklom
2. Дорохин С.Ю., Презентация "Путешествие по центру Москвы "С именем М.В. Ломоносова связаны..." http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98712260
3. Интернет-конкурса "Бородино глазами юного поколения" (раздел Выставки. 263 ГБОУ СОШ) http://www.labirint.ru/borodino/work/5892/
4. Интернет-проекта "Путешествие в мир химии" команды ГБОУ СОШ № 263 с 1998 по 2015 г.г. http://projects.edu.yar.ru/chemistry/index.html
5. Международный проект «Мосты дружбы» команды «Бобры» и «Бобры-2» http://bridges.edu.yar.ru/
http://bridges.edu.yar.ru/multimedia/gallery.html?action=images&id=342&age=126&view=all&page=18
6. Савенков А.А., Презентация классному руководителю по теме "Экскурсии по необычным станциям московского метрополитена http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98704835
7. Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио ученика -2013" Дорохин Сергей Юрьевич. Презентация-экскурсия "Путешествие в Царицыно" http://project.1september.ru/works/603471
Кадыров Николай Васильевич Я шагаю по Отрадному. http://project.1september.ru/works/602850
Савенков Александр Алексеевич. Памятники-монументы Отечественной войны 1812 года. Победитель конкурса «Учебный проект» http://project.1september.ru/works/603289
8. Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио ученика -2014" Зубков Антон Глебович. «Спички, спички, невелички…» http://project.1september.ru/works/606289
9. Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио 2011-12" Дорохин Сергей Юрьевич. Мультимедийная презентация "Пешеходная экскурсия по центру Москвы" http://project.1september.ru/works/598623
10. Фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся "Портфолио 2011-12" Савенков Александр Алексеевич Картины из стеклянной крошки. Серия "Царицыно" Лауреат конкурса «Учебный проект» http://project.1september.ru/works/596793
11. Шаверская О.Н. персональный сайт Раздел публикации моих учеников http://nsportal.ru/shaverskaya-olga-nikolaevna
12. Эколого-биологическая викторина Команда «Почемучки» ГБОУ СОШ № 263 (ГБОУ Школа 950 СП №5) 2013/14,2014/15 http://projects.edu.yar.ru/biology/archive.html

Ссылки на размещенные в сети материалов проектной деятельности учащихся ГБОУ Гимназия № 1506 г. Москва
(руководитель проектов Шаверская О.Н. с февраля 2016г)

13. Альбом творческих работ участников конкурса "Покровский собор: от А до Я" февраль-апрель 2016
https://www.facebook.com/SaintBasilsCathedral/photos/?tab=album&album_id=1146611642037924
Алексеев Георгий, Панно «Собор сквозь века»
https://www.facebook.com/SaintBasilsCathedral/photos/a.1146611642037924.1073741990.214483895250708/1158199077545847/?type=3&theater
https://www.facebook.com/SaintBasilsCathedral/photos/a.1146611642037924.1073741990.214483895250708/1158199084212513/?type=3&theater

14. Внутришкольные коллективные учебные проекты из серии «За страницами школьного учебника»
9 класс «Силикатная промышленность» апрель 2016:
9А - электронный ресурс – режим доступа - https://docs.google.com/presentation/d/1bYh70XUnWTiLCqKikqUR2KOLKMMRW23YG0g48m-lwTs/edit?usp=sharing
9Б - электронный ресурс – режим доступа - https://docs.google.com/presentation/d/1RHDv-Z_7xkUj0nBWBvFAnQTN4OzifWp4_wtHekKtCyE/edit?usp=sharing
9В - электронный ресурс – режим доступа - https://docs.google.com/presentation/d/1KHFsHk6IPzDaOKfhI9ZdWAXWM1bUnB38dMhnTGKFkQg/edit?usp=sharing
10 класс А «Из истории сахаров» апрель – май 2016 – электронный ресурс - режим доступа https://docs.google.com/presentation/d/1Wex0o3LrLhm9zspn11ikYcYqT4WcVtAjLTo11aAFT5k/edit?usp=sharing

Источник: https://cloud.mail.ru/public/ocvt/HPz5NEJ7b
Категория: Организация и применение проектной деятельности во внеурочной деятельности | Добавил: Ольга_Шаверская (21.08.2016) | Автор: Шаверская Ольга Николаевна E
Просмотров: 253 | Комментарии: 4 | Теги: ПРОЕКТ, Химия, вреурочная деятельность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
3  
Ольга Николаевна! Хорошая статья и огромная работа вами в сотворчестве у учащимися проделана! С наступающим Вас новым учебным годом!

4  
Спасибо, Марина Александровна!
Будем стараться дальше:) Вас тоже с началом учебного года и творческого настроения!

1  
Уважаемая Ольга Николаевна!
Сообщаю Вам, что Ваша статья "Реализация научно-исследовательских и творческих проектов в совместной деятельности учителя и ученика" прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической Конференции «Проектная деятельность: от теории к практике».
Вы можете подать заявку на получение Сертификата об участии во Всероссийском Фестивале добрых дел «Ах, какое оно, Лето!» в рамках Всероссийской научно-методической Конференции «Проектная деятельность: от теории к практике» и публикации образовательного материала в Интернете, на сайте Факультета проектной деятельности и фандрайзинга образовательного портала "Мой университет" http://grant-project.ru/ .
Заказ сертификата осуществляется по ссылке: http://moi-universitet.ru/ru/schoolkonkurs/12895/
 


Сертификат после оплаты его стоимости, будет Вам выслан на указанный Вами в заявке почтовый адрес.
C уважением, технический эксперт Шуруба Ирина Григорьевна.

2  
Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]