Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Статьи по проектной деятельности

Яндекс.Метрика

Качество как отражение соответствия

Кризис заставил остановиться и серьезно задуматься еще об одной важной вещи.

 

Мы очень много говорим о качестве, ценим его, стараемся достигать качества в своей деятельности, но как показали неоднократные опросы, мало кто ясно представляет себе, что же такое качество. Если человек не понимает или недостаточно точно понимает суть какого-то понятия, явления, а также процесса, лежащего в основе его формирования, то маловероятно, что он сможет его достигнуть, по крайней мере, осознанно.

В первой статье я  уже приводил слова моей знакомой о прямой связи кризиса отдельно взятого предприятия и уровня профессиональной подготовки менеджеров этого предприятия. Занимаясь бизнес-консультированием, я постоянно стакиваюсь с проявлениями некомпетентности менеджмента компаний на всех уровнях. И для меня так же странно не то, что кризис случился, а то, что так долго этого не происходило.

Наверное, количество продаваемого сырья и уровень цен на него достаточно долго компенсировали нашу некомпетентность во многих вопросах, однако, как оказалось, только этого недостаточно. Пришло время поговорить о качестве того, чем мы занимаемся и что мы производим.

 

Для начала давайте посмотрим, какие существуют определения понятия качества и попробуем разобраться, что же это такое.

 

Качество - совокупность свойств, признаков товаров, материалов, услуг, работ, характеризующих их соответствие своему предназначению и предъявляемым к ним требованиям, а также способность удовлетворять потребностям и запросам пользователей. Большинство качественных характеристик определяется объективно на основе стандартов, договоров, контрактов.

(Бизнес словарь. http://mirslovarei.com/content_biz/Kachestvo-5795.html )

 

Качество вещи (продукции, товаров) или работ - совокупность полезных свойств, позволяющих удовлетворять определенные материальные или духовные потребности. Характеризуется показателями надежности, долговечности, экономичности, художественно-эстетическими и др. (http://dicts.iknowit.ru/word1408.html )

 

Качество - совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей. Принято различать качество продукции, работы, труда, материалов, товаров, услуг. (Экономический словарь http://mirslovarei.com/content_eco/KACHESTVO-14344.html )

 

Итак, качество – это способность товара или услуги удовлетворять потребности человека или группы людей в них нуждающихся.

 

Следовательно, товар или услугу можно считать качественными только в том случае, если они эти потребности удовлетворяют.

 

Поэтому, при разработке, изготовлении, предоставлении и последующем сопровождении товаров или услуг  необходимо учитывать категорию качества как важнейшее условие удовлетворенности потребителя.

 

С этой позиции качество можно рассматривать как цель деятельности производителя товаров или услуг.

 

Качество продукции может напрямую отражать уровень квалификации ее производителя.

 

Качество также может выступать как нравственная категория, как критерий отношения к делу, которым ты занимаешься, к людям, ради которых ты это делаешь, к себе, как автору создаваемого продукта или услуги.

 

С позиции потребителя качество можно рассматривать как мерило ценности приобретаемого товара или услуги, как значимый показатель в принятии решения о покупке.

 

Таким образом, качество является многогранным понятием, включающим в себя всю совокупность характеристик, отражающих особенности и направленность взаимоотношений производителей и потребителей товаров и услуг.

 

Теперь становится более понятным, какое именно соответствие отражает качество.

  • Соответствие наших нравственных установок ожиданиям потребителей.
  •  Соответствие уровня нашей квалификации требованиям той деятельности, которой мы занимаемся, современным    требованиям, предъявляемым к производимым товарам и услугам.
  •  Соответствие нашего понимания потребностей целевых групп истинному положению вещей.
  •  Соответствие нашего желания максимально полно удовлетворять потребности целевых групп имеющимся в нашем распоряжении ресурсам.
  •  Соответствие наших возможностей все возрастающим требованиям и ограничениям внешнего окружения.
  •  Соответствие нашей мотивации необходимости постоянно выдерживать требуемый уровень и объем выполняемых работ.
  •  Соответствие нашей морали и нашей силы воли уровню превосходства над меркантильными установками и конъюнктурными вызовами.

Если это соответствие выдерживается, создается основа и необходимые условия для разработки и предоставления потребителям качественных товаров и услуг.

 

Однако, грустно признавать, что этот перечень соответствия сегодня во многих случаях заменяется перечнем, нередко, полного несоответствия. Не сомневаюсь, уважаемый читатель, Вы можете привести многочисленные примеры, доказывающие данное утверждение.  Каковы эффекты такого системного несоответствия – они были видны невооруженным глазом еще до кризиса. Лекарства, которые, в лучшем случае,  не лечат, продукты, которые нельзя есть, поскольку они опасны для здоровья,  книги и телепередачи больше напоминающие жевательную резинку – все искусственное и тянется невозможно долго и т.д. и т.п. Что объединяет эти и другие подобные примеры – низкое качество или его полное отсутствие.

Есть смысл в этом контексте особо сказать про систему образования. Готовит ли школа к самостоятельной жизни подрастающее поколение? Готовит ли к самостоятельной профессиональной деятельности ВУЗ?  Увы, ответы на первый и на второй вопрос, чаще всего, отрицательные. Те наборы, в основном теоретических знаний, с которыми выпускники большинства школ и вузов выносят из стен учебных заведений, очень слабо помогают им освоиться в жизни и новой специальности. В течение 11 лет общество тратит серьезные ресурсы, предполагая, что получит готового к самостоятельным решениям и ответственности выпускника. Затем еще 5-6 лет с еще большими затратами идет подготовка специалиста. Что в итоге – 60% выпускников вузов не работают по специальности, а работодатели не желают принимать новоиспеченных специалистов, понимая теоретическую направленность подготовки молодого специалиста.

Вопрос –  зачем тратятся ресурсы страны? Ведь заказчик – общество – не получает продукцию (специалистов), «совокупность полезных свойств которых, позволяет удовлетворять актуальные материальные и духовные потребности» страны. Некачественная работы системы образования обходится обществу очень дорого. На образование в 2008 году было выделено 4, 8% ВВП, что составляет  почти 2 трлн. народных рублей. Теперь представьте, какая гигантская сумма при таком качестве образования каждый год тратится впустую? Приплюсуйте к уже понесенным затратам, дополнительные ресурсы, необходимые для поиска работы и переучивания. Очень дорого нам всем обходится некачественная образование.  И это только прямые потери. Добавьте сюда разочарование молодых людей, их неспособность устроится в жизни, найти себя, их все возрастающее неприятие общества, которое, по сути, их обмануло.

 

Парадоксальный вывод – если бы кризис не случился, его надо было бы придумать! Кризис нужен, чтобы остановиться, задуматься, измениться и изменить. Иначе можно полностью потерять уважение к себе и окружению. Безнравственно производить и потреблять некачественную продукцию. Предлагая некачественную продукцию, мы унижаем потребителей и нарушаем моральные нормы. Потребляя некачественные товары, мы унижаем себя и поддерживаем безнравственность их производителей и бесчестных торговцев. Еще  Омар Хайям писал: «Ты лучше голодай, чем, что попало есть!». Это касается не только еды. Кризис – время серьезно задуматься об этом и задать себе вопросы – что заставляет нас унижать и унижаться, поступать безнравственно и поддерживать безнравственность в других?

 

Выбор есть всегда и чаще всего мы сами его определяем. И сейчас пришла пора принципиально решить – мы все еще сырьевой придаток с балетно-космическими наклейками на нефтегазовой трубе или достойны большего. От нас зависит, чем потчевать и что потреблять. Мы сами выбираем  - или качество или «так схавают». Кризис поставил вопрос ребром – полноценная реализация наших способностей и возвращение к исконным российским традициям или сиюминутная выгода и навязанный фастфуд. В первом случае – уважение себя и к себе, во втором – мятая бумажка от чизбургера. Выбирайте, выбор – за Вами. 

 

 

Тимофей Лазарев,

директор по развитию МИР «ЭкоПро»

www.moi-universitet.ru

Категория: Статьи по проектной деятельности | Добавил: Ирина (18.03.2009) | Автор: Тимофей Лазарев E
Просмотров: 2456 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 4
4  
Простите, но я не увидела для себя ничего полезно-продуктивного в данной статье. Перечисление всем известных истин? "Стрелки" в адрес образования, на которое, будто бы, грандиозно много тратится? Видел ли автор, в каком материальном положении находится большинство российских школ со стажем, со стабильным сильным коллективом учителей, готовящих конкурентоспособных и социально адаптированных выпускников? А как живут эти самые учителя? Могут ли себе - каждый! - позволить купить компьютер - чтобы эффективнее работать? Во что одеваются, что имеют на обеденном столе? У нас средние зарплаты учителей - 7-10 тыс. рублей за отнюдь не 8-мичасовой труд... И это в крупном промышленном центре с почти миллионным населением! И видели бы вы, как, прямо скажем, попросту БЕДНО смотрится большинство педагогов на каких-нибудь общественных собраниях с вручением им государственных премий - этак аж в 30 тыс. руб. - за многолетние достижения( только что на подобном присутствовала, перед глазами стоит отсутствие возможности у большинства просто купить подходящий для торжественного случая костюм...) И ведь никому, кроме учителей-подвижников и любящих родителей, наши дети по сути не нужны... Грустно это все. Но лить нам воду словес и слезы по поводу кризиса бесполезно. Образованию без НАСТОЯЩЕЙ поддержки государства не стать эффективным.

3  
Я, мама аутичного ребенка. Ему сейчас 13 лет. У него осложненная форма. 8 лет назад нам поставили правильный диагноз. И я испытала шок. Так как таким детям в нашем городе, регионе не оказывают ни какой помощи. Наших детей нет нигде. За эти восемь лет я получила второе высшее образование-олигофренопедагог, создала общественную организацию, стала специалистом по написанию грантовых проектов, работаю волонтером, привлекаю к нашим детям помощь, откуда придется. Последний наш грантовый проект был правозащитным, мы смогли четко сформулировать свой социальный заказ, есть специалисты готовые выполнить его, результатом должна была стать целевая программа "Дети-инвалиды". По ходу этого проекта я дошла до правительства нашего региона. Все специалисты и наука на нашей стороне, все хотят помочь. При этом оказывается практически все чиновники "маленькие" люди, которые не имеют полномочий. Вся надстройка, один на одном, огромное количество чиновников сидят в отличных условиях, получают очень хорошую заработную плату, полный соцпакет, все продумано, обеспечены все потребности. Но они все выполняют диспетчерские функции. Некомпетентность. Все чувствуют себя "временными" людьми, боятся потерять теплое место. Откуда быть качеству? Где справедливость? Честь? А программа наша все откладывается. Очень хороший аргумент:"Кризис!" Никто ничего не хочет говорить, боятся взять ответственность. Поставят очередной раз перед фактом. Испытываю сильное разочарование, теряю веру, в то, что смогу сделать еще что-нибудь. Что же я еще должна была сделать, какой путь еще пройти? Ощущение, что на меня смотрят сверху и посмеиваются, насколько хватит? Цинизм и еще раз цинизм. Понимаю, что нужно идти до конца, отстаивать свои права. Другого пути нет.

2  
*Эту тему мы обсуждали во многих форумах и как говорится сколько людей, столько и мнений. Для меня лично "кризис"-это тонкая и нечистополотная игра политиков. Подобные кризисы были и будут, пока "разумный человек" не остановит свою алчность и способы наживы за счет других. Я понимаю только одно истину, что самым страшным для любого человека является то, когда КРИЗИС наступает в его голове. Это самый страшный вирус, и он съедает человека незаметно. Вот за счет таких глупостей, на другом полюсе жизни умники и делают деньги. Все эти кризисы тонкая программа 5-6 финансовых воротил, вкупе амбисиозных политиков и горе-генералов, которые привыкли делать деньги на страдании и крови миллионов простых людей. Если ТЫ относишься к одному из них- ТЕБЕ КОНЕЦ. Сиди, жди, вздыхай, пускайся стрессам, заряжай других. Ведь сказано :-Высшей мудростью НЕБЕС каждому дан шанс!" Не упускай свой шанс!

1  
Тут, собственно, и обсуждать нечего! Мы страна ЛЮБИТЕЛЕЙ, а не профессионалов. Откуда взяться нормальным профессионалам, если власть построена только по принципу личной преданности. По этому же принципу выстроена и вся производства и того же образования. Профессионалы просто не нужны. Системе главное - чтобы серая управляемая масса изображала чувство глубокого удовлетворения, и тут мы практически никуда от совка не ушли. Во всяком случае, в провинции всё именно так, как я описал, в Москве, практически тоже самое. Я много лет проработал в академическом институте, ушел, поскольку моими разработками и идеями беззастенчиво пользовались, делая вид, что моей заслуги нет, зарплата была чуть больше, чем у дворника. 20 лет отработал в ВУЗе. Подготовил 8 кандидатов наук и одного доктора. Ушел три года назад, поскольку зарплата была 5000 рублей, (кандидат наук, доцент), и я, как и большинство преподавателей едва успевал бегать с одной работы на другую, чтобы элементарно прокормить семью. Сейчас работаю на себя, трудовая валяется в письменном столе. Последняя запись - заведующий кафедрой. Не напрягаясь зарабатываю в 3 раза больше, чем бывшие коллеги, которые, как и прежде носятся в поисках подработок. Периодически приезжаю в университет проводить кого-то из них в последний путь - народ просто не выдерживает перегрузок, в основном - инфаркты. И что дальше? Я профессионал, стажировался в Европе и США, автор около 100 научных публикаций. Государству мои знания просто не нужны. Поэтому мне проще и комфортнее работать на себя, заниматься семьей, воспитывать детей, а наукой иногда заниматься в качестве хобби, по настроению, благо свободного времени у меня предостаточно. Год назад зашел в академический институт, где раньше работал, предложил свои услуги, за символическую оплату, готов даже был работать бесплатно, восприняли, как покушение на занятие чьей-нибудь малооплачиваемой должности. Уровень исследований просто удручающий. Наука просто вымирает, тоже самое происходит и с ВУЗами. О негосударственных "академиях" я уже и не говорю. поработал в нескольких. Ощущение такое, что находишься в интернате для умственно отсталых. И о каком КАЧЕСТВЕ мы можем рассуждать? Зачем зря воздух сотрясать... Государству достаточно 50 миллионов человек вместе с чиновниками, армией и милицией, чтобы обслуживать добычу и продажу ресурсов. Грустно это осознавать, но всё к тому и идёт. Еще Ф.М. Достоевский сказал: "Всё зло от полуобразованности." Похоже он был прав. Гений, как не крути.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]