https://cloud.mail.ru/public/MRxk/XHfNrFUvT
1. Название мини-проекта: «Школьная литература в мире кино»
2. Руководитель мини-проекта: Васильева Ирина Николаевна, преподаватель русского языка и литературы, ФГКОУ «Казанское суворовское военное училище»
3. Консультанты мини-проекта (Ф.И.О., должность и место работы/учёбы): Абрамова Екатерина Валерьевна, Агафонова Мария Александровна, педагоги дополнительного образования, ФГКОУ «Казанское суворовское военное училище»
4. Возраст детей, на которых рассчитан мини-проект: 11-14 лет
5. Состав проектной группы: представлен на презентации.
6. Цель мини-проекта: создание перечня экранизированных произведений, изучаемых в 5-7 классах.
7. Задачи мини-проекта:
- развивать познавательную активность суворовцев, умение самостоятельно пользоваться справочной литературой, интернет-ресурсами;
- содействовать углубленному изучению литературы в урочной и внеурочной деятельности с помощью видеотекста;
- развивать навыки сотрудничества;
- научиться планировать свою работу, применяя полученные знания;
- уметь создавать презентации и буклеты по заданной теме;
- научиться кратко и ясно излагать свои мысли.
8. Аннотация.
Школьная программа по литературе предусматривает обращение к другим видам искусства, в том числе к кино. Очень часто художественные и мультипликационные фильмы становятся предметом заполнения досугового времени, подменяют изучение текста произведения. Однако кинематограф может стать союзником в литературном развитии, повышении интереса к литературе. Экранный образ обладает огромной силой воздействия, так как кинематограф переводит слово в зрительный и звуковой ряд, что создает эффект непосредственного присутствия. Опыт показывает, что учащиеся, которым еще не довелось прочитать произведение, после просмотра и обмена впечатлениями о фильме обращаются к книге, чтобы глубже осмыслить увиденное. В то же время экранизация эстетически обогащает зрителя, который уже знаком с произведением.
Чтобы спланировать читательскую и зрительскую деятельность на уроке и вне его, необходим перечень экранизированных произведений, изучаемых в 5-7 классах. Актуальность проекта связана и с тем, что 2016-й год объявлен в России Годом кино.
Над практико-ориентированным (использование проектного продукта суворовцами и педагогами), творческим (заранее определены жанры конечного продукта: презентация, буклет) проектом «Школьная литература в мире кино» работала группа суворовцев 1-й роты 2-го курса. Проект предусматривал работу не только в учебном классе, но и в библиотеке училища, Центральной библиотеке города Казани, что позволило изучить имеющиеся материалы по теме, проанализировать содержание школьных учебников-хрестоматий, интернет-ресурсов (http://www.culture.ru/project/52368/shkolnaya-programma-po-literature-na-ekrane, http://www.domkino.tv/announce/4820, https://www.kinopoisk.ru/), составить список экранизированных произведений.
В библиотеках есть выставки художественных произведений, экранизированных в разные годы. К сожалению, на выставках представлены произведения, которые изучаются в старших классах, исключение составляют книги А. Грина «Алые паруса» и В. Катаева «Сын полка». Кроме того, во время экскурсии в медиатеку Центральной библиотеки города ребята познакомились с презентацией фильмов-экранизаций о Великой Отечественной войне.
В ходе работы над проектом учащиеся выяснили, что обращение к художественным произведениям – традиция отечественного и зарубежного кинематографа; некоторые произведения экранизировались неоднократно, существуют мультипликационные версии и версии игрового кино.
Поиск, сбор, обработка информации, создание готового продукта, подготовка к публичной презентации значительно расширили возможности суворовцев. Благодаря проекту они научились конструктивно взаимодействовать; определять цели предстоящей деятельности и ее последовательность; находить нестандартные решения; создавать тексты (презентации) с учетом замысла; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; использовать упражнения, снимающие напряжение перед выступлением. Были созданы условия для формирования умения работы с компьютерными программами PowerPoint и Word; освоены функции программы Microsoft Publisher. Использование информационных компьютерных технологий – это приобретение навыков аргументировать, рассуждать по заданной теме.
Результатом совместной работы стали презентации экранизированных произведений, изучаемых в 5 и 7 классах; буклет, посвященный экранизациям произведений, изучаемых в 6 классе.
Во время защиты проекта суворовцы выразили надежду, что подготовленные материалы будут использоваться и преподавателями, и суворовцами 5-7 классов, так как фильмы помогают лучше понять образ литературного героя, дают возможность сравнивать, анализировать героев, эпизоды с текстом книги. Также были отмечены недочеты, допущенные в работе, которые можно ликвидировать в течение следующего учебного года через серию аналогичных заданий по конкретным произведениям.
Проект реализован в КСВУ в рамках летней практики. Обсуждая итоги летней практики, преподаватели русского языка и литературы решили создать в общей сетевой папке ресурсную базу для коллег. Данные материалы также будут полезны для воспитателей, педагогов дополнительного образования, педагогов-психологов, работающих в 5-7 классах, при составлении программ внеурочной деятельности, сценариев внеклассных мероприятий.
|