Название проекта: «Я живу в России и моя Родина Украина»
Авторы проекта: Гринюк Анастасия Денисовна ученица 2-Г класса МБОУ СОШ №1 г. Тарко-Сале Пуровского района ЯНАО.
Гринюк Кристина Сергеевна (мама, руководитель проекта) заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ ДО ЦЭВ «Сударушка» г. Тарко-Сале Пуровского района ЯНАО.
Конкурсная номинация: творческий проект «Живи разнообразие культурного наследия!»
Цель проекта: ознакомление с культурным наследием Западной Украины с целью формирования толерантного отношения среди сверстников, укрепление семейных ценностей и традиций.
Проблема, на решение которой был направлен проект: по данным переписи населения в 2010 году на территории Ямало-Ненецкого автономного округа проживают народы следующих национальностей: русские – 61,7%, украинцы – 9,7%, ненцы – 5,9%, татары – 5,6%, ханты – 1,9%, азербайджанцы – 1,8%, башкиры – 1,7%, белорусы – 1,3%, коми – 1,0%, молдаване – 0,9%, кумыки – 0,9%, ногайцы – 0,7%, чуваши – 0,7%, селькупы – 0,4%, другие национальности – 5,8% (данные взяты с сайта ru.wikipedia.org). Многие жители полуострова Ямал, в частности украинцы, не имеют возможности часто посещать свою малую Родину, так как, например, расстояние между районным центром западной Украины городом Ровно (в котором родилась Гринюк Анастасия, автор проекта) и городом Тарко-Сале Пуровского района (в котором она проживает) составляет около 5 тысяч километров. По этому, во время пребывания на территории Украины, появилась идея изучения быта древних славянских племен, населяющих ранее территорию Полесья Украины, с целью ознакомления одноклассников с украинскими традициями и формированием информационной копилки класса «Народы, проживающие на территории Ямало-Ненецкого автономного округа».
Задачи проекта:
- Собрать информацию о быте и традициях древних украинцев;
- Ознакомить одноклассников с обычаями и культурой древних славян, проживающих на территории западной Украины;
- Воспитание толерантного отношения к людям разных национальностей;
- Формирование информационной копилки класса «Народы, проживающие на территории Ямало-Ненецкого автономного округа».
Тип проекта: краткосрочный, творческий.
Система мероприятий в рамках проекта:
- Сбор информации о славянских племенах, проживающих на территории западной Украины;
- Посещение с экскурсией культурно-археологического центра «Пересопница»;
- Подготовка презентации «Я живу в России и моя Родина Украина»;
- Защита проекта в классе.
Результат проекта: создание информационной копилки класса «Народы, проживающие на территории Ямало-Ненецкого автономного округа».
Краткое описание проекта (ход проекта), презентация
Ямало-ненецкий автономный округ – субъект Российской Федерации, входит в состав Тюменской области, но является равноправным субъектом Российской Федерации, входит в состав Уральского федерального округа. На территории округа находится полуостров Ямал — самая северная материковая точка округа. В «Кратком отчете о путешествии на полуостров Ямал» Б.М. Житкова в 1909 году даётся следующее толкование названия полуострова: «Точное самоедское название полуострова Я-мал, соединение слов Я (земля) и мал (конец)».
(Слайд 2) Гринюк Анастасия Денисовна – ученица 2-Г класса МБОУ СОШ №1 города Тарко-Сале Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа. Родилась на территории западной Украины (город Ровно).
Западная Украина – историческое название части территории Украины, отошедшей по Рижскому мирному договору 1921 к Польше. В 1939 году воссоединена с Украиной (территория современной Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Волынской и Ровенской областей).
Все славянские племена (анты и словены) уже к VIII-му веку прочно расселились то всей территории будущего Киевского Государства: поляне – по среднему течению Днепра, древляне же проживали на севере от полян, в Полесьи.
(Слайд 3) Жемчужиной западной Украины является село Пересопница, куда мы и отправились с экскурсионным туром.
(Слайд 4) Маленькое село расположено у слияния речек Стублы и Горыни в 25 км к западу от Ровно. Впервые в документах Переспоница упоминается в 1149 году как один из важных городов Киевской Руси, резиденция сыновей Юрия Долгорукого. Во время монголо-татарского нашествия город был полностью уничтожен, на его месте появилось небольшое село во владении князей Чарторыйских.
В 2011 году в селе Пероесопница открыт культурно-археологический центр "Пересопница", который включает музей Первокниги и реконструированный фрагмент древнерусского городища "Княжий град".
(Слайд 5) В XV веке упоминается монастырь Рождества Богородицы, именовавшийся также Пересопницким. По инициативе и на средства княгини А. Заславской из рода Гольшанских в Пересопницком монастыре в 1561 году была завершена работа над рукописным Евангелием, начатая в 1556 году в Троицком монастыре в селе Дворец, на котором во время инаугурации дает клятву Президент Украины.
(Слайд 6) Язык, на котором написано Евангелие, близкий к роському языку Волыни I тыс. н. э., языку волхвовському и духовному, но он более древний, чем старословянский. В этом феномен Пересопницкого Евангелие.
(Слайд 7) Культурно-археологический комплекс «Пересопница» - это трёхъярусный музей-пантеон с обзорными площадками, автором которого является Виктор Ковальчук.
(Слайд 8) Площадь комплекса – 140 кв. км.
(Слайды 9, 10, 11, 12) На территории сохранились старинные экологически-чистые строительства из глины и дерева, макеты национального украинского жилья. Камень в архитектуре деревни не использовали.
(Слайд 13) Во время экскурсии для всех желающих проводились мастер-классы по национальным ремеслам. Мы решили познакомится с гончарством.
Гончарное производство изначально было ремеслом, служившим для изготовления ёмкостей для приема пищи или сосудов для хранения жидких и сыпучих материалов. Мы же изготавливали фигурки различных животных из глины и обжигали в старинной печи.
(Слайд 14) Территория Украины неоднократно завоевывалась и входила в состав различных государств, по этому старославянские племена уделяли большого значения боевым искусствам. Вот и мы получили возможность попробовать свои силы в стрельбе с лука.
(Слайд 15) Еще одна украинская национальная традиция – проведения «вечорниц». Во время «вечорниц» молодежь знакомится, веселится и развлекается. Кроме веселья на этих посиделках девушки учились прясть и вышивать, а парни их в это время развлекали. Если летом можно было собраться где-то на улице, около водоема или на окраине села, то в холодное время года сильно не загуляешь, именно поэтому «вечорницы» проводились в каком-то доме.
Место для проведении «вечорниць» искали и выбирали девушки. Самое главное условия – это должна быть большая светлая хата. Хозяйкой этого дома должна быть одинокая женщина, чаще всего – бездетная вдова или просто одинокая пожилая дама.
Вот и мы с нашими новыми знакомыми решили устроить девичьи посиделки – «вечорницы».
(Слайд 16) Так же присутствующим было предложено активно провести время и померятся силами в перетягивании каната.
(Слайд 17) И в заключение – немного национального колорита и красоты девочкам добавили венки, сплетенные самостоятельно.
(Слайд 18) Результат экскурсии в культурно-археологический центр "Пересопница" - прекрасно проведенное время и масса впечатлений.
Использованная литература и интернет ресурсы:
- Краткий отчет о путешествии на полуостров Ямал : (Чит. в общ. собр. И. Р.Г. О. 19 февр. 1909 г.) / Б. М. Житков стр. 20.
- Прищепа Б. Исследования Пересопницы// Археологические исследования в Украине 2003-2004 годов. – Запорожье, 2005.
- Сендульский А. Село Пересопница Ровенского уезда // Волынские епархиальные ведомости. — 1880. — № 11.
- Интернет сайт: https://www. ru.wikipedia.org
Кто реализовал проект: Гринюк Анастасия Денисовна ученица 2-Г класса МБОУ СОШ №1 г. Тарко-Сале Пуровского района ЯНАО.
Гринюк Кристина Сергеевна (мама, руководитель проекта) заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ ДО ЦЭВ «Сударушка» г. Тарко-Сале Пуровского района ЯНАО.
|