И не прервётся связь времён…
Автор: Дмитриенко Александра
ученица 6 класса
МБОУ «Кадетская школа» г. Сосногорска
руководитель: Егорова И.Г.,
библиотекарь МБОУ
«Кадетская школа» г. Сосногорска
1.
|
Введение
|
с.3
|
2.
|
Глава 1. Что такое династия?
|
с.4
|
3.
|
Глава 2. История династии Макаровых
|
с.6
|
4.
|
Глава 3. Опрос учащихся 11 класса
|
с.11
|
5.
|
Заключение
|
с.12
|
6.
|
Список литературы, используемых материалов
|
с.13
|
7.
|
Помощники в работе
|
с.13
|
8.
|
Приложения (документы, фото, анкета, газеты)
|
|
Введение
Я учусь в кадетской школе г.Сосногорска шестой год. В этом году нашей школе исполнилось 55 лет, и мы три месяца готовились к юбилею, собирали материал, брали интервью, выпускали газеты. Оказалось, что в школе за 55 лет было много династий, одна из которых работает до сих пор. Это семья Макаровых. Появилось желание узнать о ней побольше. Так появилась тема работы: «И не прервётся связь времён»
Цель работы: узнать становление кадетской школы через историю династии Макаровых. Для достижения цели были выдвинуты задачи:
- Проанализировать сведения научной литературы.
- Опросить ветеранов школы.
- Найти материалы о школе в муниципальных и республиканских публикациях.
- Провести анкетирование учащихся 11 класса с целью узнать, как они относятся к профессиональным династиям, сделать анализ анкет.
Актуальность работы в том, что:
- во-первых, кадетская школа отмечает юбилей, и собранный материал стал подарком школе к празднику;
- во-вторых, династии в современном мире – это большая редкость, но известно, что лучшие специалисты в своих профессиях именно из династических семей; поэтому надо об этом говорить.
В работе мы использовали методы: интервью, анкетирование, работа с архивными документами, анализ литературы и газетных статей.
Практическая значимость: результаты исследовательской работы можно передать в краеведческий музей города Сосногорска, использовать на классных часах, подготовить публикацию в муниципальной газете.
«Гордиться славой своих предков не только можно,
но и нужно; не уважать её есть позорное малодушие».
А. С. Пушкин
Глава 1. Династии – что это такое?
Меня всегда привлекала личность учителя. Они, как мне кажется, все интеллигентные, талантливые и добрые люди. Они дарят тепло души детям, окружающим их людям. За три месяца учебы я встретила много учителей кадетской школы, которые излучают это тепло.
Узнав об истории школы с 1960 года по сегодняшний день, мы удивились, что, несмотря на маленькую заработную плату, в школе работало много учителей. Сюда стремились попасть молодёжь и опытные учителя, поэтому сформировывался устойчивый коллектив преподавателей, среди которых были либо уникальные по своим педагогическим и профессиональным качествам, либо талантливые педагоги-энтузиасты своего дела.
В 1960 г. на улице Первомайской в Сосногорске была открыта новая школа-интернат для учеников из железнодорожных посёлков от Сольвычегодска до Инты. (Приложение №1). Это тогда было всего лишь одно школьное трёхэтажное здание и в четырёх классах занимались только 68 детей. Интересно, что занятия проходили на третьем также, а жили воспитанники в спальных комнатах первого этажа. В помещении актового зала раньше была столовая, а продукты привозили на лошади - любимице всех детей.
Со временем зашумели деревья на пустыре возле школы, построили по соседству большое здание спального корпуса, затем здания столовой и гаража.
"Уютно жить и интересно учиться было в этом добром доме ребятам, свыше двух тысяч которых уже получили здесь "путёвку в большую жизнь". А тепло души в условиях школы-интерната многого стоит. Но детвора, уехавшая на время от родителей (а кое-кто и вовсе не имеет их), встретила здесь своих вторых пап и мам" (В.Краснопёров. Тридцать пять - школа ягодка опять//Заря Тимана.4 апреля 1996г.) (Приложение № 2)
До сих пор с большим уважением вспоминают ветераны школы первого директора Анатолия Григорьевича Бушуева и завуча Макарову Александру Васильевну, возглавлявших первые и самые трудные десятилетия школьный коллектив, как говорится, стоявшие у истоков. Всю жизнь они были людьми с активной жизненной позицией. Макарова Александра Васильевна - основоположница учительской династии. А что такое династия?
Династия - ж. греч. род, дом, говоря о государе; поколение, из которого вышло несколько последовательно царствовавших лиц. (Словарь Даля)
1) Династия - Ряд последовательно правящих монархов из одного и того же рода
2) Династия - о тружениках, передающих от поколения к поколению мастерство, трудовые традиции (Словарь Ожегова).
Глава 2. История династии Макаровых
Александра Васильевна Макарова (в девичестве Вершинина)
- родилась в 1924 году в Кировской области, с. Халтурино. После окончания Кировского пединститута сначала работала в школе посёлка Мурыгино Кировской области преподавателем русского языка и литературы, совмещая одновременно с работой завуча. Там же в 1960 году познакомилась с будущим мужем Макаровым Иваном Ивановичем, приехавшим погостить к родственникам. Судьбоносная встреча состоялась! Расписавшись, по зову сердца, поехали поднимать Север! Муж Иван работал сначала кочегаром в Малой Пере, а затем машинистом в Сосногорском локомотивном депо, а Александра Васильевна согласилась стать завучем в школе-новостройке.
Прошло немало лет с той поры... Многих учителей того времени уже нет в живых, но навсегда в истории школы останется запись № 2 в старой книге приказов о принятии на работу с 14 августа 1960 г. Макарову Александру Васильевну, беспартийную, русскую, стаж работы которой к тому времени уже был немалый 17 лет! В памяти коллег она была Человеком с большой буквы с врожденным трудолюбием, аккуратностью, ответственностью, поиском истины. Остается только догадываться, как ей удавалось всё успевать - и воспитывать в семье четверых детей, отлично шить, вкусно печь, создавать семейный уют... Её любили, к ней прислушивались и именно она повлияла на выбор профессии старшего - Геннадия - он продолжил династию педагогов этой школы.
Макаров Геннадий Иванович.
Год рождения 1947.
Место рождения - Кировская область, с. Заречка.
Образование - высшее. Ярославский государственный педагогический институт (факультет физической культуры). В школе работает с 1971 года.
Детство Геннадия выпало на сложные послевоенные времена. Голод, разруха. Но люди в то время жили и верили, что всё скоро наладится. Так и вышло. Постепенно стали образовываться города, открываться школы. Люди возвращались к обычной жизни. Наверное, трудно не согласить с с мнением, что поколение детей, живших в послевоенный период, само по себе уникально, потому как это были маленькие взрослые, философы своей жизни, которые прошли лишения и невзгоды, смерть близких...Ребята той поры обладали лучшими человеческими качествами, несмотря ни на что не становились чёрствыми, хотя быстро взрослели.
Геннадий окончил в Сосногорске десятитилетку, попробовав поработать кочегаром и студентом Ухтинского индустриального института, и понял, что его призвание это учитель. Со временем успешно закончил Ярославский пединститут несказанно обрадовав тем самым своих родных. Немалый вклад за годы своей работы внёс он в спортивную жизнь школьников как опытный преподаватель физкультуры. В 80-90-х годах в интернате были открыты спортивные классы. Ребята были чемпионами Северной железной дороги и Коми АССР (именно так ранее именовалась наша республика), призёрами Всесоюзных пионерских соревнований. Это его усилиями создана в школе лыжная база и стрелковый тир, и другие сооружения.
1990 год в жизни Геннадия Ивановича оказался судьбоносным - коллектив школы оказал ему доверие, избрав директором школы, которая после пожара оказалась в плачевном состоянии. И он не отступил перед трудностями. Сплочённый Геннадием Ивановичем трудовой коллектив преодолел всё - помещения отмыли, покрасили, привели в порядок, и распахнула школа двери своим ученикам к окончанию каникул. "Много забот легло на плечи новой администрации школы: завершить капитальный ремонт спального корпуса, провести срочный косметический ремонт после пожара в учебном корпусе, а самое главное - добиться повышения авторитета школы не газетными публикациями, а конкретными делами. В сознании людей сложился негативный стереотип учебного заведения, называемого интернатом. Нередко считают, что здесь всё плохо, начиная с обучения и воспитания детей и заканчивая материально-бытовыми условиями. (А. Батагов. Не в деньгах счастье//Заря Тимана.3 марта 1990г.) (Приложение № 3)
«...Год от года растёт авторитет школы в глазах родителей и ломает стереотип некого убогого заведения с сомнительным качеством образования". Самое яркое тому подтверждение мы видим в большом количестве желающих учиться в первом классе, также в письмах выпускников..." (И. Сажнева. Навстречу юбилею//Заря Тимана. 16 сентября 1995 г.)(Приложение № 5)
В 1999 году 28 шестиклассников-мальчишек из разных школ района становятся первыми сосногорскими кадетами" (Н. Максимова. Кадетская школа отмечает свой полувековой юбилей//Заря Тимана. 16 декабря 2010г.) (Приложение № 6)
В беседе Макаров Г.И. утверждает, что он учит всю жизнь и учится сам, стараясь быть на высоте. В этом его неоценимая заслуга перед школой и перед своими учениками. Особенно успешно видно это по совместной работе при подготовке к конкурсам и предметным олимпиадам. И радость от побед окрыляет вдвойне.
Продолжает династию Макаровых в нашей школе дочь Геннадия Ивановича - Егорова Ирина Геннадьевна. С 1992 года работает она, по отзывам коллег, творчески и успешно. С 2004 года помогает ребятам в качестве заведующей школьной библиотекой. Именно в ней, как мне кажется, находит свою опору Геннадий Иванович. И то, что им вместе, дружно удаётся справляться с любой проблемой в школе и не только, говорит о том, что они сила.
История школы неразрывно связана с историей каждого её педагога и ученика. Касается это и династии Макаровых. При встрече и беседе с Геннадием Ивановичем особенно удивил его понимающий, глубокий и в тоже время светлый взгляд, впечатлил мягкий, тёплый и ободряющий голос, его улыбка, а так же его способность одним спокойным, мудрым взглядом дать больше, чем множество темпераментных советов других.
Оказывается, в целом педагогический стаж династии Макаровых составляет около 100 лет! "Самое сложное на земле - это быть человеком и воспитать человека" - говорили древние. На мой взгляд, династии Макаровых эта жизненная сложность по плечу.
В наше время учитель - это одна из самых нужных и в то же время сложных профессий. Я думаю, что учитель это даже не профессия, а образ жизни. Ведь учитель живёт тем, что каждый день идёт в школу, чтобы научить, помочь найти себя каждому ребёнку в этом сложном мире. Поэтому учитель должен быть умным, добрым и строгим, открытым и понимающим. В кадетской школе таких учителей оказывается много. Жизнь современных школьников так не похожа на ту, в которой жили дети и взрослые второй половины двадцатого века. Но остаются документы и воспоминания, тонкой нитью связывающие нас с тем временем. И мы будем помнить. А значит - связь времён не прерывается!
Глава 3. Опрос учащихся 11 класса.
С целью узнать отношение выпускников школы к профессиональным династиям, мы провели анкетирование «Школьная династия… Какая она?», (Приложение № 7). В результате опроса составили коллективный портрет школы (Приложение № 8). В анкетировании участвовало 16 человек.
У учеников по результатам опроса только положительные мнения о династиях: истинный учитель даже замечания детям делает доброжелательно, с юмором, стараясь не обидеть.
№ п\п
|
Содержание вопроса
|
Ответы учащихся
|
1.
|
Знаете ли вы, что такое династия?
|
Да – 15 чел
|
2.
|
Известны ли вам династии в нашей школе?
|
Макаровых – 10 чел.
Тюльпановых – 7 чел.
Васениных – 14 чел.
|
3.
|
Хотели бы вы продолжить династию вашей семьи?
|
Да – 3 чел
Нет – 13 чел.
|
4.
|
Династии в наше время нужны? Почему?
|
Наверное, да – 8 чел.
Не знаю – 8 чел.
|
5.
|
Что бы вы пожелали нашей школе в год юбилея
|
Процветания, хорошей материальной базы.
|
Вывод: Учащиеся 11 класса знакомы с понятием «династия». Большинство учеников назвали несколько фамилии династий в нашей школе. Однако, лишь 20% пожелали пойти по стопам родителей и продолжить династию в своей семье. И лишь половина опрашиваемых в целом считают династию важной и необходимой в наше время.
4. Заключение
Средний возраст педагогов нашей школы 42 года. Для меня важно узнать, какими качествами должен обладать молодой учитель, чтобы его любили и уважали? Ведь любовь и уважение к учителю окружающих людей является одной из составляющих престижа и привлекательности этой профессии. В маленьком городе жизнь учителей проходит на виду у всех. О нём судят не только по его отношению к своей профессии, по тому, как он учит детей, но и по тому, как живёт, как поступает в различных ситуациях. Он влияет на детей и взрослых постоянно, независимо от того, где находится: в школе, дома, на собрании, в отпуске.
Работая над данным проектом, я поняла, что учитель – это не только специальность, работа, призвание. Бывает так, что профессия учитель – это нить, связывающая целые поколения одной семьи. Из поколения в поколение члены одной семьи как эстафету передают гордое знамя преданности и любви к одной школе. Они преподают разные предметы, но их объединяет профессионализм, стремление к творчеству, строгая требовательность к себе и желание отдавать сердце детям. Педагог - это человек, от порядочности, чести, убежденности которого зависит судьба вверенных ему маленьких граждан. Идти в такую профессию можно только с сознанием того, какая ответственность ложится на человека, сделавшего этот выбор. И когда продолжателями дела своих родителей становятся их дети, можно быть уверенным - здесь нет случая, нет ошибки, а есть полная уверенность в своих силах и правильности выбранного пути. За 55 лет существования школы работали 5 династий.
Династии Макаровых в сумме отданных школе лет в 2015 исполнилось 100 лет.
Традиции, заложенные Александрой Васильевной, продолжаются в Геннадии Ивановиче, а затем и в Ирине Геннадьевне.
Педагогические династии в семье - это гордость. Они вносят огромный вклад в дело образования и воспитания школьников.
Хорошо, что продолжается опыт, имеющиеся заслуги и опыт не уходят бесследно, а продолжаются в детях и внуках.
Династия - гордое слово!
Сплелись поколения в нём.
И славу труда наших предков
Сквозь годы мы все пронесём.
Потомственный врач иль учитель...
Как славно и гордо звучит!
И в русле семейного счастья
Тот дух единенья кипит.
Так пусть же растут, процветают
На благо любимой страны
Везде трудовые династии,
Бесспорно, нужны и важн
Помощники в работе:
Дмитриенко В.Н. - учитель рус. языка и литературы МБОУ «Кадетская школа»
Крашенинникова Н.М. - учитель ин. языка МБОУ «Кадетской школы»
Макаров Г.И. – учитель технологии МБОУ «Кадетская школа»
Тюльпанова В.А., Ермоленко Г.И. - учителя МБОУ «Кадетской школы»
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Батагов А. Не в деньгах счастье//Заря Тимана.3 марта 1990г.
- Краснопёров В. Тридцать пять - школа ягодка опять//Заря Тимана.
4 апреля 1996г.)
- Максимова Н.. Кадетская школа отмечает свой полувековой юбилей//Заря Тимана. 16 декабря 2010г.
- Материалы семейного архива Макаровых: фотографии, грамоты, книги приказов.
- Сажнева И. Навстречу юбилею//Заря Тимана. 16 сентября 1995 г.
- Сербин А. С днём тридцатилетия// Северная магистраль.19 окт.1990г.)
- Фотографии из личных архивов учителей.
|